Философский анализ власти Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Совесть как власть над собой

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6


  

Введение:

 

В данной работе, как следует из названия речь пойдет о спряжении двух важнейших философских понятий: власти и совести. И территория действия обоих – личность человека. Совесть как власть над собой – фундаментальная философская проблема, к которой на разных этапах развития обращается как индивидуум, так и общество. Понимание внутренней власти, власти над собственными поступками и поведением, деянием/не деянием, фактически, базируется на самой сердцевине мировоззренческого ядра человека, культуры, общества. При всей своей философичности, заявленная тема носит прикладной характер, ведь вся жизнь наша наполнена большими и маленькими решениями. И в момент, когда это решение принимается, осознанно или не осознанно, мы опираемся на такие концепты как совесть и власть.

Чья власть действует в том, что называется «голос совести»? Насколько полно реализуется власть человека, в том, когда он следует/не следует ему? Как ощущает человек те внутренние, границы, которые задет ему собственная совесть и каковы они в сравнении с властью внешней? Как решается конфликт между внешней и внутренней властью, какие последствия несет для человека отказ от следования своей совести под внешним давлением и наоборот? Какие философские парадигмы существуют относительно совести в российском поле культуры? Очевидно в этой теме большое поле для исследования, но формат работы не позволяет провести его во всей полноте. В данной работа обзорно рассмотрим принципиальные подходы к пониманию совести в истории философии и выделим в ней ту составляющую, которая максимально релевантна концепту «власть».


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Независимо от понимания истоков такого феномена человеческой культуры как «совесть», в ее природе можно отметить ключевую характеристику – побуждающая сила к деянию/не деянию. Безусловно, она базируется на довольно субъективных ценностных ориентирах человека, но каковы бы они не были, деятельностное проявление этих ценностей в поступках и чувствах – и есть проявление внутренней власти. Власть совести каждый человек так или иначе осознает в ситуациях морального выбора, будь то твердое «нет» или неуверенное «да». В отличие от морали, внутренний голос совести — действенная сила, которая встроена в саму психологическую природу личности. Но формирование этого феномена – тонкая и отдельная тема, ведь влияние здесь имеют только те факторы, которые глубоко отвечают настоящим, и в первую очередь духовным, потребностям человека и общества.

Совесть действительно внутренняя власть, вероятно более сильная, чем любая внешняя. И эта власть действует как один из инструментов на пути к счастливой жизни, к полноте и самореализации его на уровне духа.


 

Фрагмент текста работы:

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Для начала нам необходимо определиться с самими концептами – власть и совесть. «В широком смысле власть – это способность и возможность определять действия и поведение людей, отношение господствующей и подчиненной воли; особый вид влияния через угрозу или применение санкций за неподчинение ее требованиям. В социуме власть – объективное волевое общественное отношение, состоящее в возможности и праве одного социального субъекта принимать решения, приобретающие обязательный характер для другого (других) социальных субъектов, даже вопреки их непосредственным интересам. <…> К основным формам проявления власти относятся: государство, руководство, управление, организация, контроль; к средствам принуждения: авторитет, традиция, законы, сила, идеология и т.п». Таким образом, ключевой момент концепта – это сила, определяющая чему-то быть или не быть. И в этом плане совесть – это именно такая сила, она действительно определяет каким деяниям быть или не быть в человеческой жизни.

В трактовке понятия «совесть» философы конечно не единодушны. Философы-идеалисты рассматривали совесть как нечто врожденное, данное Богом и отказывались искать объяснение совести в действительных потребностях и реалиях жизни человека. По Гегелю совесть есть «абсолютная внутренняя уверенность в своей самодостаточности <…> глубочайшее внутреннее одиночество, пребывание с самим собой, в котором исчезает все внешнее и всякая ограниченность, полное уединение в себе самом»

Философы же материалисты формирование совести как феномена относили к явлениям эволюционного порядка. По их мнению, она появляется как атрибут социального развития под влиянием совокупности всех факторов становления человеческого сообщества на планете. По их мнению, этот концепт формировался без всякого влияния чего-либо трансцендентного.

Не беря на себя явно избыточную роль выносить окончательное суждение по поводу этих двух подходов, отметим лишь очевидное практическое значение и действенную роль совести в регулировании поведения человека. И вот именно это ее свойство – непосредственно влиять на конкретные действия – и может быть расценено как проявление власти. И власти, безусловно, внутренней, потому что «самый совершенный этический идеал, принимаемый только отвлеченно–теоретически, не производит никакого изменения не только в жизни, но в нравственном сознании людей, нисколько не возвышает их мерила для оценки для оценки своих и чужих поступков» И лишь, когда это мерило внутри человеческого миропонимания, когда, все его чувства, потребности и устремления уже включают некие ценности, когда это действительно его взгляд и его правда, сила мотивации на те или иные поступки становиться весомой. Таким образом, можно сказать, что когда соображения совести становятся для человека и общества силой к фактически совершаемым деяниям она и проявляется как серьезная, возможно самая весомая на уровне личности власть. А вот ценностная картина, конечно, будет, так или иначе, различаться у каждого человека.

И в завершение вопрос для чего? Коль скоро такая власть у человека имеется, то предположим, что она выполняет некую эволюционную задачу – служить навигатором для человека в его развитии, оберегая от явно проигрышных путей. Поэтому принимать эту внутреннюю власть – в интересах человека и общества.


Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы