Статья на тему Социальные технологии в современном государственном управлении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Социальные технологии в современном государственном управлении Аннотация: Государство и общество имеют общие цели, что является важнейшим
условием их сосуществования и сотрудничества. Применение технологии
предполагает решение задач, соответствующих определенному уровню. Важность
применения социальных технологий для решения общественных задач огромна.
Возможно, социальные технологии – это новый шаг в развитии гражданских
инициатив и государства всеобщего благосостояния. Ключевые слова: государство, управление,
общество, общественные процессы, пандемия, социальные технологии. Государственное
управление на данном этапе можно описать как деятельность должностных лиц и
учреждений государственного управления, направленную на решение проблем,
имеющих социальную значимость, путем применения принципов, методов, приемов,
инструментов и мероприятий, обеспечивающих наиболее эффективное использование
ресурсов при получении наибольшей социальной выгоды.
Современные
демократические государства, включая Россию, ориентированы на обеспечение
благосостояния своего народа, что, в свою очередь, означает решение следующих вопросов:
1. Формирование эффективной социальной
инфраструктуры;
2. Обеспечение стабильности экономики;
3. Обеспечение эффективного развития
территорий в социально-экономическом плане;
4. Обеспечение экологической
безопасности и др.
Очевидно, что решение
этих социально значимых задач возможно только на основе системного подхода,
стратегического планирования и управленческой ориентации для получения наиболее
эффективных результатов. Таким образом достигается интеграция социальных технологий
в систему государственного управления.
Социальные технологии это
социальное знание, трансформированное в конкретные модели практических действий
– для достижения заранее определенных целей [4].
Управление посредством
использования социальных технологий можно охарактеризовать как целенаправленное
воздействие на общественные отношения с целью обеспечения эффективного
долгосрочного социально-экономического развития страны и удовлетворения
потребностей ее населения.
Социальные технологии
государственного управления – это подход к организации публичного управления,
опосредующий систему методов, средств и инструментов, используемых для оказания
целенаправленного воздействия на социальные процессы и жизнедеятельность населения
конкретной территории для обеспечения максимального социально полезного эффекта
при минимизации используемых бюджетных ресурсов.
Механизм работы
социально-политических технологий связан с трансляцией политических установок в
процессе решения социальных задач, то есть это технология решения социальных
проблем в целях выполнения не афишируемой политической задачи. Именно в решении
социальных проблем заключается эффективность применения таких технологий.
Внедрение социальных
технологий в современных условиях до сих пор имело огромное значение в
нескольких аспектах государственного управления. Во-первых, это процессы
планирования, прогнозирования, мониторинга и оценки общественного развития и,
соответственно, реформирования организации и функционирования каждого из
субъектов государственного управления.
Актуальным является
применение социальных технологий в планировании и стратегическом планировании
комплексного территориального развития.
Кроме того, в
государственном менеджменте по-прежнему существуют методы, связанные с
контролем и постоянным наблюдением, исследованием, сравнением и измерением, и
их объективное соответствие модели управления, которая, в свою очередь,
выражается в решениях, нормах и требованиях. В этом контексте методы обратной
связи важны для обеспечения надежного отражения результатов управленческих
действий.
Прорывные технологии во
многих отношениях предлагают беспрецедентные возможности коммуникации и
управления, но их не следует рассматривать как панацею. Исследования
показывают, что характеристики обществ, их особая организация и культура, часто
являются решающим фактором в определении результатов применения конкретных
технологий. Также важно понимать сложность и порой противоречивый характер
технологических тенденций, которые требуют быстрого и комплексного реагирования
со стороны центров принятия политических решений. Развитое гражданское общество
и демократические институты значительно облегчают эту задачу, но существует и
ряд серьезных проблем: ригидность управленческого мышления, нехватка ресурсов,
множественность разнородных вызовов, угрозы безопасности и масштабные
манипуляции.
Тургаев А.С. утверждает, что технологии в государственном управлении – это
не просто разрозненные приемы и способы действия, это совокупность определенных
методов и процедур, используемых субъектом в определенном порядке [3].
Таким образом, технология
в государственном управлении это алгоритм. Но как алгоритм, использование
политических технологий эффективно не во всех случаях. Алгоритмы наиболее
эффективны для решения однотипных задач. В непредсказуемых и нестандартных
ситуациях политические технологии представляют собой форму «социальной
инженерии», которая является результатом свойств акторов, материальных и других
ресурсов и технических компонентов.
Из этого следует, что
содержание и характер политического процесса зависит от типа действий,
выбранных для решения политических вопросов, а также от взаимодействия
определенных властных структур и институтов.
Сама
социально-политическая технология – это создание организационной структуры,
выполняющей социально значимые задачи и широко рекламирующей эту деятельность.
Эти технологии выглядят как форма институционализации общественного движения.
Такая организационная структура использует имеющиеся в обществе проблемы для
того, чтобы сплотить вокруг себя как можно большее число единомышленников,
заинтересованных в их решении. Источник создания социально-политической
технологии – субъекты политики. Вследствие этого, выбираются для социального
базиса не самые острые социальные проблемы или, по крайней мере, мягкие и
легальные способы решения данных проблем. Поэтому социально-политические
технологии не несут кардинальных изменений в жизнь общества.
Интересную мысль высказывает Эндрю Барри в своей работе «Политическая
машина. Управление в технологическом обществе» [5].
Эндрю Барри удалось
раскрыть тесную и сложную зависимость между политикой и технологическим миром
вещей. Технологии открыли новые возможности и пространства политики. С другой
стороны, механизмы и устройства создают огромные ограничения в формировании
общества.
Технологии имеют
внутреннее политическое измерение, которое вытекает из создания и поддержания
социальных практик, определяющих их использование. В свою очередь,
технологические цепочки и комплексы требуют соответствующей организации
социального пространства, превращая политику в политическое управление
технократов.
Государственная политика
реализуется через общественные движения, в рамках которых: выявляются
социальные проблемы и общественные приоритеты; определенные области политики
анализируются с точки зрения альтернатив; готовятся предложения для принятия
решений; лоббируются группы интересов; контролируется реализация принятых
решений; стороны, участвующие в обмене мнениями, учатся друг у друга. Последний
включает в себя конструирование социальных проблем, т.е. производство «требований-требований»
и их продвижение в общественном дискурсе. Среди наиболее популярных стратегий:
конструирование иного в рамках привычного; конструирование универсальных
условий; конструирование «ужасных» последствий; конструирование простоты и, при
необходимости, конструирование проблем; персонализация проблем и так далее.
Политика, как и вся
остальная публичная сфера, начинает рассматриваться через электронный объектив
[1].
Возможности, которые
предоставляются новыми технологическими инструментами, расходуются различными
субъектами в собственных интересах. Повышается число исследований, которые
посвящены способам использования электронных технологий в политическом
процессе, политической коммуникации и государственном управлении.
Цифровое измерение
политики является новой и развивающейся темой исследований. Поиск решений этой
проблемы остается широким и во многом нестабильным пространством для дискуссий,
ограниченным, с одной стороны, развивающимся экономическим цифровым дискурсом и
его реальными проявлениями и экстраполяциями на другие области (экономический
редукционизм), а с другой — спекулятивными прогнозами возможных будущих
применений технологий (социально-политический футуризм).
Однако, как справедливо
отмечает Коньков А.Е., цифровизацию политики вряд ли можно считать внезапным
явлением. Перенос электронных технологий в практику отношений между
правительством, обществом и отдельными людьми можно проследить с первых дней
компьютеризации и формирования сетей, если не раньше: например, об электронной
и онлайн-демократии говорили задолго до динамичной популярности гаджетов и
мобильных приложений [2].
В заключение отметим, что
роль государства как актора в управлении социальными процессами заключается в
том, что оно оказывает целенаправленное, организующее и регулирующее
воздействие (через систему государственных органов, организаций и
соответствующих должностных лиц) на социальные процессы. На современном этапе
развитие основ демократии напрямую связано с созданием стабильного общества и
развитием государства всеобщего благосостояния. В разгар пандемического кризиса
государству удалось улучшить состояние демократических основ развития
российского общества по определенным показателям: «социальные гарантии» и «равенство
всех граждан перед законом». Политика,
проводимая властями в период кризиса, повлияла на состояние гражданского
общества и определила вектор развития социального государства. Оценка этой
политики отражается в отношении граждан к политической системе общества. Все
это позволяет сделать вывод, что социальные последствия пандемии будут
долговременными, а уроки, извлеченные из нее, необходимо учитывать при решении
всех без исключения проблем общественной и повседневной жизни людей.
Таким образом, методы
государственного управления – это целая область теоретических исследований и
практических экспериментов. Их выдвижение на повестку дня обусловлено
объективной сложностью и важностью процедур государственного управления и, в то
же время, их повышенной ролью (значимостью) в жизни общества. Сегодня и в
обозримом будущем рационализация управленческой деятельности и системы
государственного управления невозможна без разработки и освоения инновационных технологий
во всех основных аспектах организации и функционирования государственного
управления, особенно в стратегическом планировании. Более того, речь идет не о
том, чтобы дать новые названия старым бюрократическим процедурам и операциям
или просто оснастить бюрократические офисы современными электронными
инструментами, а о качественно новом понимании государственного управления.
Инновационные технологии, если они появляются в государственном управлении,
должны вызывать глубокие изменения во всей системе, обеспечивая рациональное и
эффективное управление деятельностью государственного аппарата.