Статья Юриспруденция Право

Статья на тему Социальное государство и проблемы правового регулирования социальной защиты населения в Российской Федерации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что социальное государство признается в современной политологической науке как важнейшая характеристика современного государства, а также закрепляется как конституционный принцип в законодательстве многих современных государств, но до настоящего момента неоднозначно трактуется различными учеными. Целью данной статьи является рассмотрение основных аспектов и особенности реализации принципа социального государства в России, а также выявление актуальных проблем правового регулирования социальной защиты населения в нашей стране.
Конституция провозгласила Россию федеративным демократическим правовым государством с республиканской формой правления. В ст.7 утверждается, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого ориентирована на формирование условий, которые обеспечивают благосостояние и свободное развитие граждан». Тем самым, заложен конституционный фундамент для прогрессивного развития страны, согласно передовой мировой практике.
Статья провозглашает один из фундаментальных принципов деятельности нынешнего демократического государства, в соответствии с которым формирование условий, обеспечивающих благосостояние и свободное развитие личности, не является только личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно результаты политики в социальной сфере выступают показателем многогранной и плодотворной деятельности страны.
Социальная политика Российской Федерации направлена на самые разнообразные слои, группы населения и включает в себя:
1) борьбу с безработицей;
2) регламентирование государством размеров заработной платы;
3) бесплатность и общедоступность образования;
4) оказание медицинской помощи на бесплатной основе в муниципальных и государственных учреждениях здравоохранения;
5) бесплатное пользование библиотечными фондами и относительно низкую плату за посещение картинных галерей, музеев, театров, концертных залов и прочих учреждений культуры.
Однако в нормативно-правовых актах о социальном обеспечении можно встретить положения, заставляющие сомневаться в возможностях их реализации. Например, согласно ст. 8 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» страховым риском (для целей данного закона) считается утрата застрахованным лицом заработка (вознаграждений, выплат в пользу застрахованного лица) или иного дохода в связи с наступлением страхового случая — инвалидности, старости, потери кормильца. Обязательным страховым обеспечением являются трудовые пенсии, вместе с тем трудовая пенсия по случаю потери кормильца и по инвалидности. Здесь необходимо обратить внимание на слово «обязательным».
При наступлении инвалидности вследствие осуществления застрахованным лицом умышленного уголовно наказуемого деяния, либо умышленного нанесения ущерба собственному здоровью, установленных в судебном порядке, ему может быть назначена лишь социальная пенсия по инвалидности, которая будет меньше, прежде всего, в связи с отсутствием переменного размера страховой части (рассчитываемого на основе пенсионного капитала, который был заработан гражданином). Данное положение весьма часто критикуется, и совершенно обоснованно. В данной ситуации не приходится говорить ни о всеобщности, ни о дифференциации социального обеспечения, а понятие «обязательное страховое возмещение» утрачивает собственный смысл. Кроме того, можно встретить позицию, согласно которой в случае, если социально-рисковая ситуация является следствием неправомерного человеческого поведения, то в данном случае государство должно оказать человеку только минимальную помощь. Однако мы более правильной считаем позицию М.Л. Захарова и Э.Г. Тучковой, считающих такие нормы необоснованными и абсурдными.
Мы считаем, что в праве социального обеспечения определения взаимосвязей социального риска в качестве основания назначения пособия, пенсии или другой выплаты, и вины человека в возникновении социально-рисковой ситуации быть не может, так как это будет мешать осуществлению принципа всеобщности социальной помощи.
Право каждого на социальное обеспечение согласно возрасту, при заболевании, инвалидности, потере кормильца, с целью воспитания детей и в других ситуациях, устанавливаемых законодательством, обеспечивается ст. 39 Основного Закона РФ. Здесь необходимо отметить — «право каждого», то есть независимо от причины наступления подобной ситуации. Одновременно с тем появление данных норм вынуждает задумываться о необходимости внедрения такого критерия социального риска, как независимость его от наличия вины лица, который оказывается в социально-рисковой ситуации.
Касаемо осуществления принципа дифференциации социального обеспечения, необходимо отметить следующее. Порой в законодательстве недостаточно четко устанавливаются те самые объективные критерии, от которых находится в зависимости социальное обеспечение. В частности, сравнительно новым социальным риском считается малообеспеченность.
Сегодня государство, которое признает себя социальным, берет на себя социальные обязательства в связи с малообеспеченностью. В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» ее получателями могут являться малоимущие семьи, малоимущие одинокие граждане и другие категории граждан, которые по причинам, независящим от них имеют среднедушевой доход меньше величины прожиточного минимума, устанавливаемого в соответствующем субъекте России.
Что необходимо понимать под независящими причинами, из содержания данного закона неясно. Мы же полагаем, что перечень причин, которые, согласно мысли законодателя, считаются «независимыми от человека», должны закрепляться в нормативно-правовом акте на федеральном уровне.
Помимо этого, в целях оптимизации распределения ресурсов социальной поддержки граждан и обеспечения ее справедливости требуется разрабатывать направления по совершенствованию данного процесса. В связи с этим видится обоснованным следующее. Необходимо использовать предельно возможный индивидуализированный подход к получателям социальной помощи. Требуется обеспечивать правильную идентификацию субъекта-получателя (нуждающегося).
С целью увеличения результативности контроля за подлинностью представляемых заявителем документов, достоверность и полнотой содержащейся в них информации, соответствующие полномочия учреждений социальной защиты необходимо передавать центрам по расчету совокупного дохода.
С целью реализации принципа финансирования, который ориентирован на результат, видится целесообразным наделить учреждения социальной защиты правом определения эффекта от получения материальной помощи гражданам.
Требуется разработка механизмов мониторинга результатов предоставления материальной помощи гражданам с применением критериев улучшения материального положения конкретных семей, наличия достаточной квалификации для поиска достойного рабочего места, продолжительности периода выхода отдельных семей из сложной жизненной ситуации и возможности возврата к состоянию уязвимости для минимизации и в дальнейшем — нивелирования иждивенческих настроений в случае принадлежности получателей поддержки к экономически активному населению.
Требуются более активные меры по развитию гражданского правового сознания, повышению уровня социальной ответственности населения, ослаблению иждивенческих мотивов в поведении, в случае принадлежности получателей помощи к экономически активному населению. В процессе анализа законодательства России о социальном обеспечении нами была выявлена проблема, которая состоит в том, что принципы права социального обеспечения в большинстве своем никак не закрепляются в нормативных правовых актах.
В заключение необходимо сказать, что законодательное закрепление принципов дало бы возможность сформировать ту основу, с опорой на которую выстраивались бы другие нормы данной правовой отрасли. Помимо этого, это могло бы обеспечить правоприменение, наиболее полно учитывающее интересы населения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы