Гештальт терапия Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Сновидения в гештальт терапии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Сновидения
в гештальт терапии

Аннотация: В данной статье рассматриваются методы и
наиболее широко распространённые техники работы со сновидениями, которые
приняты в гештальт-терапии. Рассмотрению подвергаются представления о природе
сна, которые выработаны на данный момент в психологии и физиологии, а также
собственно  гештальт-подход по отношению
к сновидениям.

Ключевые слова: сновидения, гештальт-подход,
тештальт-теп\рапия, психология, физиология, метод, подход. Dreams in Gestalt Therapy Resume: This article discusses the methods and most widely
used techniques for working with dreams, which are accepted in Gestalt therapy.
Consideration is given to the ideas about the nature of sleep that have been
developed at the moment in psychology and physiology, as well as the actual
Gestalt approach to dreams.

Key words: dreams, gestalt approach, gestalt therapy,
psychology, physiology, method, approach. В
гештальт-терапии сновидения, что существенно отличает данный подход от
психоанализа, интерпретация сновидений не производится. Вместо этого они как бы
«проигрываются» и в дальнейшем применяются в целях так называемой интеграции
личности.

Ф.
Перлз полагал, что отдельные части сновидения могут вполне рассматриваться в
качестве своеобразных фрагментов структуры личности. В целях достаточно
быстрого и наименее затратного достижения интеграции личности, данные
сновидения следует совместить, что позволит проходящему гештальт-терапию
человеку вновь признать их своими.

Согласно
стратегическим соображениям Ф. Перлза сновидение представляет собой «не просто
незаконченную ситуацию или текущую проблему, это не симптом и не реактивное
образование. Сон имеет экзистенциальный смысл, это экзистенциальное послание.
Оно касается всего нашего существования, всего нашего жизненного сценария»[1].

Гештальт-подход
в анализе и трансформации сновидений состоит из многочисленных взаимно-исключающих
подходов и техник, которые, как это ни покажется удивительным на первый взгляд,
достаточно органично дополняют друг друга.

Данное
противоречие разрешимо в том контексте, когда работа со сновидением воспринимается
в качестве своеобразного творческого процесса по анализу опыта отношений. Широкий
спектр видов работы со сновидениями позволяет гештальт-терапевту выбрать именно
тот вид данной деятельности, который продемонстрирует наибольшую действенность
для определённого пациента, находящегося во вполне конкретной ситуации.

В
работе гештальт-терапевта, которую он проводит со сновидениями, следует
выделить определённые направления. Первым из них представляется необходимым  назвать работу самого сновидения, которая
наполнена действием присущих ему бессознательных функций.

Сущность
данного направления заключается в том, что какая бы то ни было специальная
работа со сновидением полностью отсутствует. При этом гештальт-терапевтом
подразумевается, что в канве сна должна присутствовать вся необходимая
информация, которая традиционно поступает из глубин бессознательного у каждого
человека. По этому поводу Ф. Перлз считает необходимым утверждать, что «сны
позволяют гармонизировать приобретенное и инстинктивное поведение, интегрируя
индивидуальную память в нашей коллективной памяти»[2].

В
данном отношении сны выполняют совершенно самостоятельную терапевтическую
функцию. Принято считать, что сновидения обладают отмеченным с античных времён эффектом
«катарсиса», в ходе которого очищение происходит через сострадание.

Таким
образом, сновидения помогают видящему сны самому обычному человеку,
обратившемуся за помощью к гештальт-терапевту, снять аффективное напряжение и при
этом существенно снизить уровень существующей у него на данный момент
тревожности.

Вторым
направлением в работе гештальт-терапевта, которую он проводит со сновидениями,
следует назвать сознательное восстановление содержания сна, которое в
большинстве случаев очень быстро забывается, в памяти, что позволит в
значительной степени усилить эффект катарсиса в условиях его устного изложения
видящим данный сон человека.

Данное
направление характеризуется, в отличие от первого направления, непосредственно
целенаправленной работой со сновидением, в ходе которой увидевший сны человек стремится
описать содержание своего сна, и при этом максимально концентрирует  свое внимание на нем.

Человек
в данном случае находится в состоянии полноценного бодрствования, в полной мере
осознавая, что он передаёт гештальт-терапевту содержание увиденного им сна. В
то же самое время, этот человек может рассматриваться ещё и в качестве спящего
по отношению к присутствующим в содержании данного сна ключевым элементам.

Проводя
такой своеобразный эксперимент с содержанием увиденного им  сновидения, и находясь при этом, как уже
сообщалось выше, в бодрствующем состоянии, человек становится способен некоторым
образом увеличить объем осознания в той области, которая до наступления данного
момента была доступной лишь бессознательному.

В
то время, когда увидевший сон человек пересказывает содержание своего сновидения,
он непроизвольно сталкивается со значительно более глубокими чувственными
переживаниями, чем в процессе пересказа  его
как бы «в прошедшем времени».

При
этом рассказывающий содержание своего сновидения человек проявляет способность  отслеживания собственных реакций на
происходящее в данное время, что позволяет последнему при необходимости
абстрагироваться от тех деталей сновидения, которые непосредственно перед этим чрезвычайно
сильно захватывали его переживания. В
контексте отношений, которые возникают между человеком, видящим сновидения, и
гештальт-терапевтом, сновидение или сообщение о сновидении может рассматриваться
в качестве контакта, существующего между данными субъектами совместной
деятельности, и отвечает на вопросы:

1. «Почему именно это сновидение  вспоминает пациент гештальт-терапевта в данный
момент?».

2. «Как сновидение способно  отражать актуальность или дефициты контакта?».

3. «Каким образом проецируются отношения между
человеком, видящим сновидения, и гештальт-терапевтом, работающим с этим
человеком, в данном сновидении?»

Сновидение в данном
случае принято рассматривать в качестве повода к контакту человека, видящего
сны, и гештальт-терапевта, а также в качестве определенного послания. При этом
гештальт-терапевт достаточно хорошо ориентируется в том, каким образом данное сновидение
способно отражать особенности возникающих непосредственно между двумя
вышеназванными субъектами терапевтических отношений.

В
свою очередь, в четвёртом направлении работы гештальт-терапевта со сновидениями
они характеризуются способностью отражать определённое  незавершенное действие, достаточно явственно
проступающее в сновидении в социальном контексте. [1] Перлз
Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либрис, 1996, с. 235. [2] Перлз
Ф. Гештальт-семинары. М.: Институт гуманитарных исследований, 1998, с. 326.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы