Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Сепарация с родительской фигурой и другим значимым объектом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

В любом из толковых словарей русского языка слово “сепарация” означает лишь одно — отделение или разделение на составные части. В психологии “сепарация” имеет то же самое значение — отделение от родительской фигуры или значимого объекта. Сепарация нужна для обретения независимости (когнитивной, эмоциональной и функциональной), результатом которой будут отношения, которые прошли трансформацию и вышли на новый уровень.
Сепарация не происходит одномоментно. Это длительный многолетний процесс, который включает несколько этапов. Каждый из этапов сепарации связан с определенным периодом взросления ребенка, его адаптации к современной действительности, его приобретенных навыков и опыта.
Этому процессу посвятили свои труды многие зарубежные (Д. Хоффман, М. Эллисон, Р. Сабателли, Б. Файн, А. Фрейд, М. Кляйн и др.) и отечественные авторы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Л.Ф. Обухова, В.И. Слободчиков и др.).
Сепарация начинается в момент рождения, когда ребенок физически отделяется от матери и начинает самостоятельную жизнь. В этот период ребенок зависим от матери или любого взрослого, который обеспечивает ему жизненные функции. Период до года разделяет предметную и социальную среды, появляются субъективные желания [1, 2].
По мнению Т.В. Гуськовой, Д.Б. Эльконина первая острая психологическая сепарация происходит в возрасте около трех лет, когда ребенок самостоятельно познает мир и становится объектом, формирующим свои границы и главным девизом которого служат слова: “Я сам” [3, 4]. В трехлетнем возрасте впервые происходит осознание себя, как отдельной личности. Не зря говорят о “кризисе” в этом возрасте. Но “кризис” следует рассматривать как переход на новый этап не только физического, но и эмоционального развития. Это начало эмоциональной независимости. Родительские фигуры по-прежнему являются значимыми объектами, но ребенок для себя уже выделил более значимую фигуру одного из родителей. В этом возрасте ребенок уже может тяготиться излишней опекой. На этом этапе родители должны понимать, что сейчас происходит процесс становления личности. Именно на этом этапе можно моделировать дальнейшую сепарацию от родительских фигур и других объектов или зависимость от них. Сейчас важно вводить ограничения для того, чтобы определять границы других объектов понятиями “мое”, “чужое”, “можно”, нельзя”.
Следующий этап сепарации — это возраст до семи лет, когда ребенок попадает в социум (детский коллектив). На данном этапе ребенок учится жизни и построению своих границ в играх с ровесниками. На этом этапе появляются появляются первые друзья и влюбленности, а значит значимые для ребенка объекты, к мнению которых он прислушивается. На этом этапе происходит формирование границ в социуме и родители могут помочь этому процессу. Главная задача родителей — формировать самостоятельность ребенка, а значит ограничивать свою опеку и способствовать самостоятельным решениям ребенка, без поддержки эгоцентризма, с четким разделением границ других объектов. В этом возрасте ребенок по-прежнему считает родителей продолжением себя, поэтому продолжает формироваться этапы независимости: эмоциональной независимости и начинается период ценностной независимости (формируется собственная картина мира). В дальнейшем это благоприятно скажется на заключительном этапе сепарации, снизив порог “болезненности”. Смирнова Е. О. отмечает, что ребенок начинает вести себя раскованно, навязывает свою волю, требует и приказывает [6].
Следующий этап — начало школьной жизни. Личная жизнь ребенка набирает обороты. Среди значимых для ребенка фигур появляются друзья, одноклассники, педагоги — новые люди, которые дают новые знания и эмоции. Появляются категоричность и нежелание соблюдать правила. Поливанова К.Н. отмечает возрастание отрицания требований и правил, навязанных родителями [7]. Если родители не поддерживают выбор ребенка простыми запретами, без аргументированного обоснования, то могут потерять значимость для ребенка частично или полностью.
Подростковый период — следующий этап сепарации. Это один из самых сложных периодов в отношениях родители — ребенок. Одной из причин потери значимости родителей для ребенка — их эгоцентризм. На этом этапе ребенок приходит к родителям с вопросами идентичности. Ребенок по-прежнему считает родителей своим внутренним миром, но его больше интересуют процессы, которые происходят во внешнем мире. Ребенка интересует отношение внешнего мира к нему и адаптация в этом мире. Ребенок хочет получить признание внешнего мира, хочет узнать правильные пути по которым нужно идти, чтобы не только выжить во внешнем мире, но и победить. Мухина В.С., Щербакова Н.Е. акцентируют внимание на единении подростка с внешним миром [8 — 9]. На этом этапе очень важно понимать, что ребенку важно признание не родителей, а внешнего мира, важно обратить внимание объекта противоположного пола и завоевать его любовь, а не заверения в любви от родителей. Если родители ведут себя эгоцентрично, не понимая внутренние потребности ребенка, то их значимость сильно снижается, уступая место другим объектам, которые теперь становятся для ребенка более значимыми. Этот этап может быть переломным в сепарации от родительских фигур с обретением других значимых объектов. Чтобы избежать этой ошибки важно серьезно относится к выбору ребенка без крайних проявлений — полной поддержки или полного отрицания. На этом этапе ребенку важно дать направления для размышления вопросами: “К чему это приведет?” Важно не оспаривать ценности ребенка, а участвовать в их формировании. Сформирована эмоциональная, ценностная и частично функциональная независимости (уход за собой, принятие решений и ответственность за них) [10 — 12].
Заключительный этап сепарации — это совершеннолетие. Появляется естественное желание жить своей жизнью и сепарироваться от родителей. Это не обязательно смена места жительства — это признание независимости. Сформированы эмоциональная, ценностная и функциональная независимости. Ребенок находится на пути материальной независимости и уже понимать, что вся его последующая жизнь — это результат принятых решений. Если все этапы проходили с уважением к ребенку, его мнению, последовательно с выстраиванием жизненной позиции, границ, то заключительный этап сепарации пройдет безболезненно для обеих сторон, потому что родителям важно, что их ребенок стал сильным и может самостоятельно принимать решения, которые направлены на дальнейшее совершенствование и процветание [13 — 15].
Сепарация — это динамический процесс, который проходит во времени и не может иметь статические показатели, потому что каждую минуту человек получает новую информацию и самостоятельно делает выбор и принимает решения. В случае успешной сепарации ребенок становится самостоятельным индивидом, который берет ответственность за принятые решения на себя, иначе — ищет виноватых. Поддержка родительских и значимых фигур на каждом этапе способствуют взрослению и осознанию самостоятельности и отдельности.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы