Статья на тему Российская модель реформы системы образования в свете философии неолиберализма.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Конец 20-го — начало 21-го веков — это период значительных реформ образования, вызванных процессами глобализации в мире. Сложное и многомерное влияние этих процессов на образование дополняется таким важным фактором, как развитие экономики знаний, превращающей образование в производительный сектор экономики и предъявляющей совершенно новые требования к управлению знаниями в системе образования. Неолиберализм стал идеологией современных реформ образования. Она стала основой для формирования глобального политического и образовательного консенсуса.
Таким образом, целью статьи является выявление современных социально-экономических и политических тенденций, влияющих на взгляды на образование в современном глобализированном мире.
Заключение:
В целом влияние рыночных неолиберальных реформ на обеспечение социальной справедливости оценивается весьма по-разному, поскольку разные мнения, как правило, имеют разную идеологическую подоплеку. Эксперты считают поляризацию общества скорее реальным риском, чем неизбежным следствием выбора образования. Избежать этого риска рыночными методами невозможно, необходимо политическое регулирование процесса. Таким образом, стратегическая перспектива неолибералов минимизировать в процессе рыночных реформ влияние политических факторов на развитие образования и заменить их рыночными механизмами трудно согласуется с идеями обеспечения социальной справедливости в образовании и социального единства в обществе.
Формирование глобального политико-образовательного консенсуса является следствием насаждения неолиберальных идей Вашингтонского консенсуса и включения образования в сферу деятельности международных финансово-экономических и политических организаций, подписавших этот консенсус (ОЭСР, ЕС, Международный валютный фонд, Всемирный банк). Глобализационное влияние приводит к тому, что международные организации управляют образовательной политикой в большей степени, чем государства. Механизмы воздействия на национальную образовательную политику имеют как экономический характер (предоставление финансовой, материально-технической, информационно-коммуникационной поддержки развитию образования), так и политический (предъявление требований неолиберальной идеологической ориентации как условия предоставления экономической поддержки).
Политико-образовательное сообщество и научно-образовательное сообщество развитых стран сходятся во мнении о недостаточной эффективности большинства реформ в образовании. Одним из важнейших противоречий, обусловивших эту недостаточную эффективность, является противоречие между образовательной политикой и теорией образования. Как показало исследование, причинами этого являются следующие особенности неолиберальной образовательной политики: предпочтение экономических механизмов проведения реформ в образовании вместо педагогических механизмов, пренебрежение их сущностными свойствами; недостаточный учет внутренней мотивации педагогов, рассматривающих их как «homo economicus» (как лиц, склонных к минимизации трудовых усилий и максимизации частного блага).
Если обратится к проведенному сравнению советского и современного образования можно прийти к выводу, что в результате проведения неолиберальной реформы в образовании России, страна потеряла многое. А то что творится в результате перехода на дистанционное обучение, это полный крах образования. На наше мнение, первое крушение – это потеря для родителей возможности спокойно работать. Ребенка отдать в садик, не имея определенной суммы денег, сложно. Практически всегда график работы садика не сочетается с графиком работы родителей, и не у всех есть дедушки и бабушки, готовые сидеть с внуками. То есть дошкольное образование ставит перед выбором, или работать и обеспечивать семью, или голодать, но водить ребенка в садик. В школе ситуация еще хуже. Это второй крах современного образования. По мимо появления рыночного характера образования, обязанность по обучению перенесли на родителей. То есть, родители должны не только кормить, одевать ребенка, но еще и учить. То есть, по сути, сама идеология школы советского периода, когда именно учили учителя, а родители не знали «беды» под названием «учить с ребенком уроки» рушится в настоящее время. То есть, несмотря на все проводимые реформы в образовании, введение и разработку «эффективных» образовательных программ, направленных на повышение успеваемости и обучаемости детей, приводит к обратному эффекту, росту неграмотности. Можно сделать вывод, что философия неолиберализма показывает потерю эффективности российской модели системы образования, по сравнению с советской.
Фрагмент текста работы:
Российская модель реформы системы образования в свете философии неолиберализма
Под неолиберализмом мы понимаем комплекс образовательных и политических принципов, которым следуют правящие партии в большинстве стран мира.
Анализ исследований на эту тему раскрывает основные моменты неолиберального образования и политического консенсуса.
Экономический детерминизм является доминирующим критерием определения целевых приоритетов реформ и способов оценки их эффективности. Основное внимание уделяется реформированию тех аспектов системы образования, которые оказывают наибольшее влияние на развитие человеческого капитала и рост национальной экономики.
Сфера образования перестала быть государственной монополией, активизировались процессы приватизации образовательных услуг.
Основными принципами управления образовательной политикой, в настоящее время, являются принципы теории социального выбора. Ими являются [1, с. 91]:
1) логика выбора образования определяется методологическим индивидуализмом, когда образование рассматривается как частное благо, а не общественное;
2) человек рассматривается как «homo economicus», т. е. независимый, рациональный, автономный, узко эгоистичный индивид, приравнивающий образование к любому другому рыночному товару;
3) сфера образования аналогична рынку, где все акторы вовлечены в прибыльный обмен.
Административные механизмы регулирования в образовании заменяются рыночными.
Поощряется развитие партнерства государства и частного сектора в сфере образования.
Рыночные реформы — это попытка реконструкции системы образования, направленная на ее приватизацию. Украинские педагоги считают термин «приватизация образования» центральным в контексте стратегии неолиберального реформирования. Он используется для выявления широкого спектра программ реформ и еще большего разнообразия средств их осуществления [1, c.309]. Согласно зарубежным исследованиям, в самом общем смысле это означает передачу права собственности на образовательные учреждения, оказание услуг и ответственность за их результаты от государственных органов к частным учреждениям [4, c. 19].
Характеристика образования и политического измерения рыночных реформ включает в себя анализ такого аспекта современных дискуссий, как трактовка образования как общественного или частного блага.
Современное понимание понятия общественного блага берет свое начало от его интерпретации английским философом Джоном Локком. Он утверждал, что, вступая в общество, человек отказывается от определенных свобод ради получения более важных прав, гарантированных обществом его членам. Общество, объединенное идеей общего блага, гарантирует права, которых не существовало в общинах до-общества. В соответствии с этим пониманием общественного блага образование означает не только частные блага, такие как более высокие доходы, социальный статус, лучшее понимание собственных потребностей и возможностей и т. д. но и общественные блага, такие как консолидация граждан в единое целое путем обязательного обучения общему языку, нормам общественного поведения, средствам разрешения конфликтов, навыкам участия в экономической и политической жизни общества и государства. Руководствуясь этими соображениями, Х. Левин приходит к выводу, что создание государственной школы направлено на развитие общественного блага в большей степени, чем частной, поскольку школа ориентирована на формирование поведенческих ценностей и норм, являющихся благом для всего общества [6, c. 30].