Типология изданий Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Редакторская работа над композицией литературно-художественного произведения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Цель настоящей статьи – изучение роли редактора в работе над композицией литературно-художественного произведения. Эта проблема крайне важна, поскольку ни одно литературное произведение не сможет в полной мере раскрыться перед читателем, если смысловая организация и композиция текста будут нарушены.
Проблема редактирования литературно-художественных произведений, а также роль редактора в работе над композицией таких произведений уже рассмотрена в исследовательской литературе. Мы можем отметить работы А.В. Абрамовича, М.И. Алексеевой, С.М. Брейтбург, М.П. Сенкевича, М.Д. Феллера и др.
Необходимо заметить, что композиция представляет собой определенное построение произведения, при котором все элементы произведения объединяются в единое целое, раскрывая тем самым его содержание. Даже при надлежащем соблюдении структуры у произведения может быть ненадлежащая композиция. Ее неудовлетворительность может проявляться следующим образом: логические ошибки при построении материала, несоответствие композиции заявленной тематике и жанру.
А.В. Абрамович отмечает, что редакторская работа над композицией литературно-художественного произведения состоит следующих этапов:
1. Анализ и оценка общих принципов построения текста;
2. Анализ и оценка принципов построения отдельных частей текста с учетом основных признаков выбранного типа конкретного текста – повествование, описание, рассуждение и т.д.;
3. Обобщение результатов проведенного анализа [1].
Подчеркнем, что в работе над композицией литературно-художественного произведения редактору необходимо следовать ряду требований, в частности: композиция должна соответствовать заявленной специфике произведения и издания, в котором оно публикуется, а также следует учитывать объем конкретного произведения, логичность изложения материала, тип конкретного текста.
Заметим, что основными критериями редакторской оценки композиции художественного произведения являются соблюдение его целостности и системности [7]. Следовательно, целостность композиции произведения означает, что в тексте соблюдено совершенство организации материала – его составные части логично следуют одна из другой, соразмерны друг другу, согласованы и соподчинены друг другу.
Заметим, что М.И. Алексеева выделяет следующие принципы, которыми редактор руководствуется при работе над композицией литературно-художественного произведения:
1. Выявление структурообразующих элементов текста с учетом логики размещения материала;
2. Определение логических отношений между отдельными частями единого текста [2].
В рамках первого этапа редактор применяет формально-логический анализ, неразрывно связанный с специально-предметным и лингвостилистическим анализом. Он выделяет структурно-композиционные части произведения, которые определяются посредством осмысления всего произведения. В то же время, рассмотрение синтаксиса и пунктуации текста способствует пониманию эмоциональной окраски высказываний, а также позволяет выделить однородные части текста.
Проводимый таким образом анализ композиции текста позволяет выявить логические отношения между отдельными частями текста. Отметим, что в ряде случаев допустимо осуществление анализа композиции текста на основе декомпозиции. Применяемый при этом критический подход подразумевает осмысление содержания и установление объективно существующих связей внутри произведения. При этом важно учитывать композиционные связи, которые и являются по своей сути структурными и логическими связями различных частей текста между собой. Они могут выражаться только по смыслу, либо через словесно-понятийные средства, либо при помощи графических средств [6].
С точки зрения Г.В. Кожевникова, при осуществлении оценки композиции, помимо работы над содержательной частью текста, особая значимость придается отдельным фрагментам текста [4]. При этом учитываются использованные автором средства выражения литературного материала, такие как эстетическая, психологическая и эмоциональная насыщенность, информативность, использованные речевые структуры, а также определенные элементы яркости, выразительности, наглядности, доступности и т.д. Следовательно, при анализе композиции учитываются все ее составные элементы, с учетом их содержания и логики. Редактор при этом осознает взаимосвязанность и взаимообусловленность всех элементов текста.
Необходимо подчеркнуть, что композиция литературно-художественного произведения служит эффективным средством развития сюжета, поскольку правильная композиция позволяет удерживать внимание читателя и проводит его через все рассуждения автора в требуемой последовательности. Когда редактор в рамках своей работы выявляет определенные недостатки, чаще всего они обусловлены нарушения логики являются выход за пределы темы, неправильное деление произведения на наиболее крупные структурные части, перекрещивание материала, бессистемность изложения и т.д. Заметим, что литературно-художественное произведение содержит в себе отдельные условно законченные смысловые фрагменты – абзацы, и предложения в одном абзаце должны представлять смысловое единство [6]. В своей работе редактор определяет логичность абзацного деления и его соответствие жанру произведения.
Подчеркнем, что при изучении композиции художественного произведения редактор определяет отдельные проблемно- и предметно-тематические элементы произведения на основе понятий о целостности и системности [3]. Затем производится анализ отдельных фрагментов текста по определенным признакам типа текста — повествовательному, описательному или объяснительному. При этом каждый тип текста подразумевает определенные принципы изложения, установку определенных логических связей, с учетом внутренней логики и особенностью размещения компонентов произведения в целом.
При наличии в литературно-художественном произведении сложных речевых структур, характеризующихся переплетением признаков повествования, описания и рассуждения, редактору следует выявить преобладающую в тексте речевую структуру [6]. Следовательно, композиция неизбежно отражает всю сложность имеющихся в тексте речевых структур и их взаимосвязи.
В частности, в случае повествовательного текста все события и процессы описываются с учетом изменений во времени, и внутренние структурные связи элементов текста – хронологические. В описательных текстах излагаемые процессы и явления анализируется с учетом их свойств и отличительных признаков вне зависимости от времени. Тексты-рассуждения направлены, в первую очередь, на логическое развитие определенной мысли и отражают изменения [5]. Мысль в рассуждении проходит весь путь до вывода, поэтому объяснительный текст соответствует правилам доказательства и умозаключения.
Наиболее сложными в работе редактора являются тексты-рассуждения, которые включают в себя определенные тезисы и их доказательства, поскольку они не образуют простую логическую схему, и используемые слова-маркеры логики не всегда отображают реальную связь между элементами текста [1].
В целом, можно сказать, что оценка композиции произведения обуславливается существующими лингвистическими нормами, что исключает субъективность. Заметим, что редакторская работа направлена на обоснование выводов о необходимости тех или иных преобразований в тексте. Более того, при надлежащей подготовке и соответствующей профессиональной компетенции редактор может донести до автора, какие композиционные средства следует применить для устранения недостатков в тексте, чтобы достичь требуемого воздействия на читателя и сделать повествование более динамичным.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы