Статья Педагогика/Психология Дефектология

Статья на тему Развитие устного счета у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) используя жестовую речь

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗВИТИЕ УСТНОГО СЧЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ (ЗПР) ИСПОЛЬЗУЯ ЖЕСТОВУЮ РЕЧЬ

Аннотация. В статье исследуется вопрос использования жестового языка как альтернативного метода для формирования навыков устного счёта у младших школьников с задержкой психического развития. Жестовый язык рассматривается как способ активизации внимания мышления и памяти учащихся. Приведено описание исследования младших школьников с ЗПР, а также приведены полученные результаты после внедрения жестовой речи в практику обучения детей навыкам устного счёта.
Ключевые слова: жестовая речь, жестовый язык, ЗПР, математика, устный счёт.

При внедрении инклюзивного образования проблема обучения и воспитания младших школьников с ограниченными возможностями здоровья становится как никогда острой. Здоровые дети и дети с ЗПР существенно отличаются друг от друга, однако требования к их развитию предъявляются одинаковые [4].
В начальной школе одним из основных предметов является математика. Она же является одним из наиболее сложных предметов, особенно для детей с ЗПР. Таким детям сложно запомнить цифры, они не могут соотнести цифру с количеством предметов, путаются в условиях задачи, не могут вычислять устно. Трудности овладения учениками с ЗПР навыками решения простых арифметических задач обусловлены особенностями и недоразвитием речемыслительной деятельности, замедленной динамикой мыслительных процессов.
Устный счёт – это основа математики. Он необходим не только для обучения более сложным предметам, но и для практической жизни. Поэтому необходимо искать новые способы и методы обучения детей с ЗПР [1].
В процессе поиска альтернативного средства обучения устному счёту, мы обратили внимание на жестовую речь. Жестовая речь, чаще всего, используется для развития и образования глухих и слабослышащих детей. При этом согласно исследованиям Л.С. Выготского именно жестовый язык способствует интеллектуальному развитию детей с ОВЗ и ЗПР, на этом языке можно думать и понимать, поэтому его использование необходимо в образовательном процессе. То есть жестовый язык можно использовать не только для развития глухих детей, но и для развития детей с ЗПР [3].
При обсуждении вопросов, связанных с использованием жестовой речи в системе образования, необходимо учесть, что «жестовая речь» включает в себя две совершенно разные речевые системы – калькирующую речь (КЖР) и средства национального жестового языка (РЖЯ). В КЖР жесты представляют собой эквиваленты слов. РЖЯ – это совершенно уникальная лингвистическая система, в которой есть своя грамматика и свои правила [5].
В то же время доказано, что жестовый язык (КЖР и РЖЯ) помогает развивать интеллект, внимание, моторику, активность. В математике жестовую речь эффективнее всего применять во время объяснения нового материала, объяснения новых терминов, изложения условий задач. При этом стоит помнить, что жестовый язык – это не замена словесного языка, а только его дополнение [2].
В результате нами была выдвинута гипотеза о том, что если для развития устного счёта младших школьников с ЗПР использовать жестовую речь, то развитость данного навыка значительно улучшится. Свою гипотезу мы проверяли на базе МКОУ «Школа 101 для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата» г. Ижевск. В эксперименте были задействованы 20 учащихся 3 класса с ЗПР. Для получения эмпирической информации об уровне развития устного счёта у младших школьников нами были проведены исследования с использованием следующих методик: 1. анкетирование; 2. «беглый счёт»; 3.«математический диктант»; 4. «придумай пример».
По результатам анкетирования было выявлено, что большинство детей с ЗПР боятся, либо сильно волнуются устно решать задачи. Даже несмотря на то, что многие дети ответили, что устный счёт прост и они любят устно считать, радость от этого процесса они не испытывают. Причина таких эмоций заключается в том, что большинство учащихся лишь иногда правильно решают устные примеры. На вопрос «Что вызывает наибольшие сложности в процессе решения устных задач (упражнений)?» половина учащихся назвали непонимание ими условия задачи. Не могут запомнить числа 30 % учащихся, 20 % учащихся не понимают, как решить задачу, не разбираются в механизме решения совсем.
Также во время анкетирования нами было выяснено, как часто дети используют жестовый язык в повседневной жизни: 90 % учащихся прибегают к жестовому языку часто или очень часто и лишь 10 % — используют данный язык редко или не прибегают совсем.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы