Статья на тему Развитие словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Секция 4. Профессионализм педагога дошкольного и начального общего образования: опыт, проблемы, перспективы развития
Петрова Надежда Ивановна,
старший воспитатель
МДОУ №1 г. Донецк
РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Изучены особенности развития словарного запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Ключевые слова: словарный запас, недоразвитие речи, общее недоразвитие речи, нарушение речи.
Формирование словарного запаса детей дошкольного возраста всегда являлся достаточно актуальным. Речь представляет собой общение, контакт между людьми, обмен мыслями и чувствами, информацией, это инструмент мышления. Огромное практическое и общеобразовательное значение имеет лексика, которая является важной частью языковой системы. Богатый словарный запас является ведущим признаком высокого развития речи детей. Именно поэтому одним из актуальных вопросов в современной логопедии, является вопрос о состоянии словаря и его развитии при различных формах речевых нарушениях, а важнейшее место занимает проблема развития лексики [6].
Одна из причин – это не своевременная логопедическая помощь, ведь позднее обнаружение дефектов речи труднее поддается корректировке и приводит к еще большим вытекающим последствиям, как следствие позднего вмешательства, к новым отклонениям в развитии.
Изучением данной проблемой занимались такие ученые, как: Жукова Н.С, Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Серебрякова Н. В., Лалаева Р. И. и др.
Цель: изучить особенности формирования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и выявить специфику логопедической работы по формированию словаря и обосновать содержание коррекционной работы.
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Словарь дошкольников нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений). Бедность словаря мешает полноценному общению и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного разви¬тия.
У детей с общим недоразвитием речи (ОНР) нарушено формирование всех компонентов речеязыковой системы, следовательно, у них отмечается и недостаточность развития словаря как основы для речи. Поэтому для правильного построения коррекционной работы и успешной подготовки к школе детей с ОНР актуальным является выявление особенностей словаря и выбор эффективных методов обучения.
Диагностика проводилась на базе ДОО для детей с нарушениями речи.
На первом этапе была проведена диагностика с целью выявить уровень лексического развития детей исследуемой группы.
Была использована следующая диагностика:
Диагностическая методика исследования лексического компонента речи О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.