Преподавание английскому языку Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Развитие навыков чтения при обучении подростков английскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Специфика дисциплины «Иностранный язык», которой свойственны практический характер и коммуникативная направленность учебной деятельности, обусловливает необходимость обеспечения педагогом на уроках английского языка условий, необходимых для выбора речевого поведения, самостоятельного решения задач, рассуждения о способе решения проблем и принятия решения учащимися.
В умении читать на иностранном языке методисты видят способность учеников декодировать графические знаки в звуки этого языка, объединять их в слова, словосочетания и предложения и соотносить последние с определенным содержанием (смыслом). Однако, согласия среди ученых по определению более рационального и эффективного метода обучения чтению на английском языке, последовательности формирования соответствующих навыков еще нет.
Современная методическая наука предлагает такой подход к преподаванию, который приучает учащихся к критическому анализу, формирует собственное мнение, способствует формированию умений сопоставления информации с противоположных точек зрения, разработки системы доказательств в поддержку определенной точки зрения, учит тщательно исследовать новую информацию, оценивать новые идеи, определять общую ценность новых знаний на основе собственных потребностей и целей. Однако, нами была выявлена проблема, которая состоит в том, что на сегодняшний день вопрос развития навыков чтения при обучении подростков английскому языку является недостаточно разработанным. Этим и обусловлена актуальность темы данной статьи.
Целью данной статьи является раскрытие теоретических основ обучения подростков английскому языку в целом и обучения чтению в частности.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) целью обучения английскому языку в школе определяет формирование у учащихся целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, умений и навыков самостоятельной деятельности. Главная цель обучения английскому языку заключается в том, чтобы сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию, представляющую собой одну из ключевых компетенций современной образовательной системы по иностранному языку. Иначе говоря, цель обучения английскому языку состоит в формировании у учащихся способностей и готовности к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с представителями англоязычных стран.
В результате формирования коммуникативной компетенции выпускник средней школы научится: представлять самого себя в устной либо письменной форме, писать анкету, составлять резюме, заявление, поздравление, письмо; в ситуациях межкультурной коммуникации представлять свой класс, школу, страну на иностранном языке; использовать способы реализации взаимодействия с окружающими и удаленными людьми; представлять устное сообщение, демонстрировать умение задавать вопросы, вести учебные диалоги; владеть умениями использовать разные виды речевой деятельности (диалог, монолог, письмо, чтение, аудирование).
Согласно ФГОС ООО, к структуре коммуникативной компетенции, в свою очередь, относятся следующие предметные компетенции: речевая; языковая; социокультурная; компенсаторная; учебно-познавательная.
В нашей статье за основу принимаем именно речевую компетенцию, которая является совершенствованием коммуникативных умений учащихся во всех видах речевой деятельности: говорении; аудировании; чтении; письме.
В результате обучения иностранному языку выпускники средней школы научатся и получат знания, умения и навыки в: понимании основного содержания различных текстов по учебным темам; выборочном понимании необходимой информации в контексте учебного процесса; понимании текста полностью.
В области обучения чтению выпускники средней школы также получают возможность научиться: чтению и полному пониманию несложных аутентичных текстов, построенных на изученном в процессе обучения языковом материале; догадываться о значении слов, которые еще незнакомы, основываясь на сходстве с русским языком, основываясь на словообразовательных элементах, контексте; в процессе чтения игнорировать незнакомые слова, которые не мешают правильному пониманию основного содержания текста [ФГОС 2011: 48].
Итак, чтение, являясь видом речевой деятельности, представляет собой одну из основных практических целей, которую необходимо достичь в результате обучения иностранному языку, в частности английскому. Наряду с этим чтению отводится значительная роль в качестве средства обучения иностранному языку. Чтение на уроках иностранного языка способствует овладению учащимися изучаемым языковым материалом, его закреплению и накоплению. К примеру, как отмечает И.В. Гордеева, сопровождающая процесс чтения мнемическая деятельность способствует запоминанию лексического материала, связей между лексическими единицами, способствует усвоению грамматических явлений, порядка слов в грамматических структурах и др. Чтение создает условия для совершенствования умений устной речи, поскольку в процессе чтения (как вслух, так и про себя) отмечается функционирование ведущих языковых анализаторов – слуховых и рече-двигательных, характерных для говорения [Гордеева 2015: 570].
Являясь видом речевой деятельности, у чтения есть много общего с таким видами речевой деятельности, как аудирование и письмо, поскольку все они предполагают функционирование рече-двигательного анализатора во внутренней речи.
Чтение учащимися текстов на иностранном языке способствует развитию их мышления, осознанию особенностей системы иностранного языка. Получая определенную информацию из иноязычного текста, учащийся формирует свое мировоззрение, кроме этого, обогащаются его страноведческие знания о стране, язык которой изучается. Чтение, предполагающее большую умственную работу, выполняемую для понимания и восприятия смысла текста, способствует также развитию языковой догадки и антиципации, самостоятельности в преодолении языковых и смысловых трудностей, интереса к овладению иностранным языком.
Наряду с говорением, чтение, представляющее собой коммуникативное умение и средство общения, – это важный вид речевой деятельности, а также самый распространенный способ иноязычной коммуникации [Мазенцева 2015: 980].
Чтение является рецептивным видом речевой деятельности, включая технику чтения и понимание того, что читается, и относится к письменной форме речи. В связи с этим выделяют содержательный и процессуальный аспекты деятельности чтения. Содержательный аспект чтения зависит от процессуального и заключается в достижении понимания информации, воспринимаемой читателем, благодаря декодированию графических знаков и смысловых связей текста.
Вопрос обучения чтению на иностранном языке широко освещается на страницах методической литературы. Учеными освещен вопрос обучения вслух и технике чтения [Зимняя 2001: 423], обучения чтению как средства развития других видов речевой деятельности [Шатилов 1986: 147].
Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает развитие таких умений – объектов овладения: понимать основное содержание учебных текстов и находить в них ответы на поставленные вопросы (поисковое, ознакомительное чтение); понимать содержание текста и выполнять упражнения на выписывание слов, заполнение пробелов, завершение предложений, заполнение пропущенных реплик в диалоге и т.д., пользуясь приемами изучающего чтения (поисковое, изучающее чтение); читать молча и понимать основное содержание несложных текстов, доступных учащимся по содержанию, находить в них необходимую или интересующую детей информацию (имя главного персонажа / персонажей, место и время действия, характеристика персонажей и т.д.), пользуясь приемами ознакомительного и поискового чтения, в том числе навыками работы с фоновым словарем (поисковое чтение; просмотровое; ознакомительное; изучающее).
Показателями сформированности чтения являются следующие: сформированность навыка осознанного чтения (как вслух, так и про себя), при этом учащийся должен понимать прочитанный текст; способ чтения – овладение учащимся слоговым чтением слов либо чтением слов целиком, плавно; выразительность чтения, предполагающая правильную постановку ударений с соблюдением пауз и интонаций процессе чтения; скорость чтения – количество знаков, которые прочитаны учащимся за конкретный отрезок времени; ошибки чтения – ошибки чтения слов и запинки.
Для того, что цель была успешно достигнута очень важным с самого начала обучения является создание у учащихся правильного отношения к чтению как к виду речевой деятельности, имеющего собственную специфическую коммуникативную задачу, как к средству получения информации.
Педагог должен научить учащихся понимать аутентичные тексты без применения словаря для каждого незнакомого слова, с полным пониманием грамматических структур.
Много внимания необходимо уделить приемам работы с аутентичными текстами. При чтении огромное значение отведено работе с лексическим и грамматическим материалом. Приемами работы могут быть комбинирование, подстановка, подчеркивание нужной информации и пр. Также целесообразным является использование заданий, направленных на развитие следующих умений: умение работы со словом, имеющим несколько значений; умение разбираться в оттенках слов-синонимов и правильно употреблять их в речи; умение разгадывания значений слова, при условии знания его антонима; умение описания значения слова, если отсутствует его точный перевод; умение работать с словарной колонкой, используя контекст; умение выбрать нужную информацию; умение понимания слова исходя из анализа словообразовательных элементов [Гальскова 2004: 192].
К этому перечню считаем целесообразным добавить также: умение выделять в тексте необходимую грамматическую структуру (то есть ее распознавание); понимание данной грамматической структуры; умения использовать ее в речи.
Заключение. Таким образом, наряду с другими видами речевой деятельности во ФГОС ООО значительное внимание уделяется обучению чтению. На средней ступени ставится задача научить учащихся читать вслух и про себя сложные тексты познавательного характера, представленные в учебнике. Ученики должны догадываться о значении незнакомых слов на базе контекста, словообразовательных элементов, созвучности со словами родного языка. Для определения значения незнакомого слова используется морфологический или структурно-смысловой анализ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы