Статья Экономические науки Финансы и кредит

Статья на тему Развитие малого бизнеса в российской экономике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Развитие малого бизнеса в российской экономике
Аннотация: В данной статье рассмотрено и проанализировано современное состояние малого бизнеса в России на основе данных официальной статистики. Также проведен анализ основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в целях выявления основных проблем и перспектив его развития в современной России.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, предпринимательство, история предпринимательства, российская экономика, предпринимательство России.
В настоящее время малый бизнес в России является одной из ключевых сил развития регионов. Это важнейший элемент рыночной экономики, без которого невозможно эффективное развитие социально-экономической области ни одного из государств современного мира[6]. Мировой опыт свидетельствует, что малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем и увеличение численности занятых рабочих.
Диаграмма 1
Доля малых и средних предприятий в ВВП [7]
За счет своего короткого технологического цикла и упрощенной системы управления, обеспечивающей оперативное принятие решений, а также быстрой адаптации в изменяющихся рыночных условиях малое предпринимательство в зарубежных странах занимает большую долю в ВВП сраны. Однако, при сравнении с зарубежными странами доля продукции, выпущенной малыми предприятиями в нашей стране пока мала.
В истории России малый бизнес отражается в работе кустарей и ремесленников еще со времен Киевской Руси,представляя собой соответствующее этническим обычаям и традициям явление. Первыми предпринимателями в России принято считать торговцев и купцов.Начиная с X в. в древнерусских летописях встречаются частные упоминания о купцах – жителях крупных городов, занимающихся торговлей. Развитию торговли способствует выгодное географическое положение России. В конце XVI в. в России сформировались хорошая развитая торговая сеть с купеческими объединениями во главе с выборными руководителями.
Резкий подъем малому бизнесу дал период правления Петра I. Проводимые экономические реформы открыли дорогу инструментальному предпринимательству. Были созданы условия для развития малого бизнеса, в том числе с привлечением иностранного капитала. Преобразования Петра I были сконцентрированы на создании градообразующих государственных предприятий, соответствующих интересам власти. Историки связывают это с тем, что ремесленное производство воспринималось Петром I в качестве подготовительного этапа для перехода к крупномасштабной промышленности, а введение цеховой организации труда было своеобразной кузницей подготовки кадров[4]. Необходимо отметить, что сумма товарооборота мелкой промышленности приравнивалась четвертой части всей промышленности России к началу 1913 года. На начало XXв. формируется рынок рабочей силы, частные акционерные банки, на долю которых приходится 2/3 всей выпускаемой продукции промышленности. Мелкая промышленность в этот период обеспечивает занятость большему числу населения. В основном малый бизнес имел отраслевую и региональную направленность. Мелкие производители занимали ведущее положение в деревообрабатывающей промышленности, на транспорте, в торговле, кожевенной и других отраслях. На первом месте среди рабочих стояло производство предметов обихода и одежды – около 30 % всех трудовых ресурсов, в животноводстве – 18 %, в металлообработке – 14 % [1].
Из купечества сложились торгово-промышленные династии Демидовых, Морозовых и многих других, чьи предприятия превратились в крупные производства и сохраняли семейный характер вплоть до 1917 г. Анализируя временной отрезок до Октябрьской революции 1917 г. важным фактором является то, что малый бизнес имел производственную ориентированность. В период наивысших темпов развития экономики России 1910 – 1913 гг. соотношение «производительных» и «торгующее распределяющих» предприятий имело значение 85 % к 15 %. В настоящее время эти показатели имеют зеркальное отображение.
Превалирующая роль государства в стратегическом развитии малого бизнеса, говорит о взаимодействии мелкого бизнеса с крупным производством. Данное взаимодействие осуществлялось путем предоставления крупными предприятиями небольших заказов на обработку различных материалов, полуфабрикатов, изготовление мелкосерийных товаров, осуществление малогабаритных перевозок. В то время на долю мелких предприятий приходиться значительная доля размещения государственных заказов, за период с 1888 по 1902 гг. только одни кустари поставили для правительственных ведомств и учреждений разнообразных товаров на общую сумму свыше 1,3 млн. руб.[5].
Революция 1917 г. приводит к коренным изменениям в экономической и политической обстановке в стране.Политика нового правительства направлена на уход от рыночных отношений, происходит национализация крупных предприятий, экспроприировано имущество всех предпринимателей, осуществлена, отменена частной собственности. Наступает сложный этап развития малого бизнеса. Только в 1921-1926 гг. сложную обстановку улучшило внедрениеНЭП (новой экономической политики). Государство вынуждено дать ослабления существующему строюи вводит ожившую предпринимательскую среду, которая фрагментарно восстановило рыночные отношения в экономике. Было разрешено основывать частные мелкие предприятия с общим числом трудящихся не превышающемдвадцати человек. Данный симбиоз частного предпринимательства и государственного хозяйствования, привнес существенные результаты. Однако, в конце 20-х гг. прошлого века Советское государство вновь стало проводить и широко внедрять политику реконструкции народного хозяйства. На начало 1937 г. от общего объема продукции всей промышленности страны мелкая частная промышленность составляла 0,3 % [6]. Данные показатели позволяют сделать следующий вывод, что в СССР малый бизнес в большинстве своем находился под строжайшим запретом.
Новый путьразвития в экономике России малый бизнес получает в конце 80-х гг. XX в. Происходят значительные преобразования в политике и экономике государства. В Советском Союзе начали появляться кооперативы, объединения, союзы. Законное и долгожданное возращение малого бизнеса можно связать с изданием Закона СССР от 1986 г. «Об индивидуальной трудовой деятельности». Данный закон дает возможность легально заниматься предпринимательской деятельностью. В этот период происходит накопление капитала и стихийное образование малых предприятий. В тоже время, крушение существующей командно-административной системы вначале 90-х гг. стимулирует активный поиск новых, эффективных экономических форм развития. Поощрение предпринимательской инициативы граждан стимулирует увеличение количества малых предприятий на территории России по всем основным экономическим отраслям. Сектор малого предпринимательства образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потреблением товаров и услуг.В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка [2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы