Педагогическая психология Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Развитие коммуникативных навыков в условиях инклюзивной образовательной среды как фактор развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность: В настоящее время целью образовательного процесса является не конкретная, точная и весомая сумма практических и теоретических знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть ученики, а целостная психолого-педагогическая сфера сформированных его личностных, социальных, познавательных и коммуникативных компетенций.

Сегодня самостоятельной научной проблемой становится процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников в условиях инклюзивной образовательной среды как фактор развития эмоционального интеллекта, помогающий успешной социализации ребёнка в окружающей среде.

Эмоциональный интеллект — умение определять, использовать, понимать и управлять собственными эмоциями в положительном ключе, также эта способность позволяет распознавать эмоциональное состояние других людей.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования называется формирование коммуникативной компетентности младших школьников в общении.

Эмоциональный интеллект, в свою очередь, может стать одной из основ развития коммуникативных способностей личности, поскольку обеспечивает понимание другого человека в ситуации взаимодействия.

Необходим основательный подход к решению данной проблемы, подкреплённый соответствующими методами и приёмами, который позволит сделать процесс формирования коммуникативных навыков в условиях инклюзивной образовательной среды как фактор развития эмоционального интеллекта действительно эффективным.

Научная и практическая значимость состоит в том, что полученные материалы можно использовать в образовательной практике современных школ.

Материалы и методы (Materials and methods): При реализации поставленных нами задач нами применялся комплекс теоретических и практических методов исследования: анализ психолого-педагогической литературы, систематизация и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов, систематическая и графическая обработка результатов исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Обобщив и проанализировав полученные результаты на констатирующем этапе, можно сделать вывод о том, что сформированность коммуникативных навыков у учащихся находится на среднем уровне. Так как эмоциональный интеллект ребенка тесно связан с коммуникативных развитием, то нами был выявлен низкий уровень развития эмоционального интеллекта у данной категории детей.

Для формирования коммуникативных навыков как фактора развития эмоционального интеллекта провели формирующий эксперимент, на котором при проведении системы уроков включали в работу задания и упражнения, разработанные для парной и групповой работы на уроках.

После проведения формирующего эксперимента, направленного на развитие коммуникативных универсальных учебных действий, была проведена повторная диагностика.

Видим, что после формирующего эксперимента, у младших школьников прирост высокого уровня коммуникативных навыков оказался значительно выше, чем до эксперимента, исходя из этого так же было выявлено повышение уровня эмоционального интеллекта у детей данной категории.

 

Фрагмент текста работы:

 

Текст статьи (The text of the article):

Коммуникативные навыки — это сочетание навыков успешного общения и взаимодействия одного человека с другими.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья заключается в нарушении связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Учащиеся с ОВЗ имеют определенные особенности развития коммуникативной компетенции: в процессе коммуникативного взаимодействия могут не учитывать мнение и позицию участников, в межличностных отношениях проявляют эгоцентризм, могут испытывать сложности в обосновании и доказательстве своего мнения [1].

Для учащихся с ОВЗ характерен низкий уровень овладения коммуникативными средствами и способами взаимодействия. Им сложно согласовывать действия по выполнению общих задач, организовывать взаимоконтроль, взаимопомощь.

Изучив литературу по теме нашей работы, мы выяснили, что коммуникативные навыки ребенка тесно связаны с эмоциональным интеллектом. При этом уровень развития коммуникативных умений напрямую влияет на развитие эмоционального интеллекта. Исходя из этого, низкий уровень коммуникативного развития влечет за собой недостатки в развитии эмоционального интеллекта [3].

Организация педагогической работы на различных уроках должна учитывать то, что развитие коммуникативных навыков у младших школьников способствует развитию эмоционального интеллекта, способности понимать чувства, эмоции других людей, правильно их воспринимать, а так же уметь контролировать свои эмоции при взаимодействии с собеседником.

Немаловажную роль играет внедрение на уроках специальных игр и упражнений. Они помогают ученикам с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды.

Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их более раскованными и общительными, учат понимать эмоциональное состояние другого человека.

В школе мы организовали внедрение определенных игр и упражнений на уроках, как в групповом взаимодействии, так и индивидуально.

Нами были использованы упражнения на релаксацию – это снятие мышечного напряжения, расслабление, контроль эмоций. Данные игры помогают детям настроиться на взаимодействие, мотивируют их на положительное общение с другими. Например, упражнение «Пружинки», «Улыбнись» и др.

Так же нами были использованы коммуникативные игры, способствующие развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта. Это беседы-обсуждения из личного опыта, разыгрывание и решение “проблемных ситуаций”, ритмические и интонационные игры со словом. Например, игры «Эмоции», «Помоги другу» и др.

Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором участвовало 25 детей младшего школьного возраста. Констатирующий эксперимент был проведен на первом этапе нашей работы, затем мы провели с детьми младшего школьного возраста серию игр и упражнений, описанных выше. После этого был проведен контрольный эксперимент.

Были использованы следующие диагностические методики [8]:

С целью изучения состояния развития эмоционального интеллекта у детей было проведено исследование по методике В.М. Минаевой «Диагностика эмоциональной сферы ребенка». Диагностика показала следующие результаты:

— 50% детей могут выразить свои эмоции и отношение к собеседнику мимикой и пантомимикой;

— 40% детей смогли интонационно выразить заданные эмоции;

— 60% детей могут правильно графически изобразить испытываемые эмоции.

По результатам диагностики можно сделать вывод, что большинство детей имеет низкий уровень сформированности эмоционального интеллекта и, как следствие, коммуникативных навыков.

Уровень развития коммуникативных навыков мы выявляли с помощью следующих методик:

— Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман;

— Методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман и др.

Результаты (Results).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы