Логопедия Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Развитие фонематических процессов у старших дошкольников с онр 3 уровня

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Проблема нарушений звукопроизношения органического генеза у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных в логопедии. Развитие фонематических процессов обладает огромным значением – это имеет связь с исключительной ролью речи в развитии и воспитании детей.

Чем грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать собственные мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, полноценнее и содержательнее отношения с взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

На основе фонематического слуха формируется фонематическое восприятие, а на основе этого фонематического процесса формируются наиболее сложные фонематические процессы: анализ, синтез и представление. Овладение фонематическими процессами обладает большим значением для речевого развития, потому что они представляют собой ту основу, на которой строится овладение языком как основным средством общения.

Фонематические процессы человека включают в себя фонематическое восприятие и фонематический слух, при этом последнее включают простые и сложные формы фонематического анализа, фонематический синтез и фонематические представления.

Фонема является не просто звуком, она имеющая значение звук. Выготский Л. С. подчеркнул значение восприятие фонем. Согласно его мнению, «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне фонем, то есть восприятие фонем происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи

Выготским Л. С. ввел термин «фонематический слух», который включает в себя 3 речевые операции:

1. способность слышать, есть данный звук в слове либо нет;

2. способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, которые расположены в разной последовательности;

3. способность различать близко звучащие, однако, разные по значению слова.

Фонематический слух является сенсорной основой нашей речи. В отличие от музыкального либо звуко-высотного слуха, который направлен на различение звуков разной высоты, фонематический слух «занимается» различением фонем частей слова, которые обладают «смыслом», содержанием, имеют значение.

Фонематический слух является тонким систематизированным слухом, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на сопоставление и соотнесение слышимых звуков с их эталонами, хранящихся в памяти человека в «решетке фонем».

Фонематическое восприятие является умственным действием по различению и выделению фонем, по определению звукового состава слова. Фонематическое восприятие звуков речи осуществляется в процессе взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений.

Постепенно данные раздражения дифференцируются, и становится возможным вычленение отдельных фонем. При этом огромное значение имеют первичные формы аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым старший дошкольник обобщает признаки одних фонем и отличает их от других.

При помощи аналитико-синтетической деятельности осуществляется сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование звукопроизношения. Недостаточность анализа либо синтеза сказывается в целом на развитии произношения. Но, если наличия первичного фонематического слуха достаточно для повседневного общения, то его недостаточно для овладения чтением и письмом.

В настоящий период времени большой процент посещающих специализированные логопедические группы в ДОУ, составляют дети с общим недоразвитием речи 3 уровня. И одной из более существенных задач логопедов и воспитателей в работе с этой категорией детей, считается работа по развитию фонематических процессов, а именно фонематического слуха и фонематического восприятия. Ведь эти процессы являются основой для формирования правильного звукопроизношения, навыков звукового анализа и синтеза и в дальнейшем быстрому и правильному овладению чтения и письма.

Нарушение фонематического восприятия может затруднять овладеть в необходимой степени словарным запасом и грамматическим строем, тормозит развитие связной речи, т. к. все названные процессы взаимообусловлены и взаимосвязаны.

Потому своевременное выявление недостаточного уровня формирования фонематического восприятия и фонематического слуха у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня, поможет избежать серьезных нарушений.

У данной категории дошкольников смазанная и непонятная речь, она препятствует формированию четкого слухового контроля и восприятия. Это обостряет нарушения фонематического анализа структуры слова, ведь неразличение собственного неправильного произношения и окружающих, в целом задерживает процесс фонематического восприятия.

Ткаченко Т.А. утверждает, что при нарушении фонематической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи выявляется несколько состояний:

При нарушении фонематического слуха:

— количество звуков, которые относятся к разным фонетическим группам при сформированной их артикуляции в устной речи;

— мало различается и затрудняется в анализе лишь тех звуков, нарушенных в произношении (более легкая степень недоразвития).

При нарушении фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи:

— неспособность выделение звуков в слове, нарушается способность определять последовательность звуков;

— нарушается звуковой анализ.

Осуществлять развитие фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня необходимо начинать с самых первых этапов логопедической работы, проводить в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Помимо этого, с первых занятий одновременно проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти, это позволяет добиться наиболее скорых и эффективных результатов развития фонематического восприятия. Важно начинать работу на материале неречевых звуков. По мере усвоение материала детьми растет речевая активность и возможности детей постепенно охватывать все звуки речи.

На первом этапе в процессе игр, упражнений у детей развиваются способности узнавать и различать неречевые звуки.

На втором этапе важно научить детей различать силу, высоту, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Работу нужно проводить в контакте с воспитателями, родителями, музыкальным руководителем.

На третьем этапе необходимо учить детей различать слова, близкие по звуковому составу.

На IV этапе необходимо учить различать слоги. Игры должны варьироваться путем подбора слогов и учитывая произносительные возможности детей.

На пятом этапе дети должны учиться различать фонемы родного языка.

На шестом этапе нужно проводить работу по формированию у детей навыков элементарного звукового анализа.

Вся работа должна проходить в тесном контакте с воспитателями, родителями. Неоспоримо влияние родителей на речевое развитие детей.

В заключении, можно сделать вывод, что становление фонематических процессов играет огромную роль в развитии ребенка.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что на основе сохранного физического слуха и звукопроизношения формируется фонематический слух, на базе фонематического слуха формируется фонематическое восприятия. При нарушении фонематического слуха, старшие дошкольники сталкиваются с трудностями в различении правильного звукопроизношения от неправильного. Нарушение фонематического восприятия мешает дошкольникам овладеть в необходимой степени словарным запасом и грамматическим строем, этим тормозит развитие связной речи.

Таким образом, проблема развития фонематических процессов у старших дошкольников с ОНР 3 уровня может успешно решаться при условии совместной реализации общевоспитательных, логопедических и коррекционных задач, при тесной координации усилий логопеда, воспитателя и родителей.


Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы