Статья на тему Развитие диалогической речи у старших дошкольников посредством театрализованной деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Педагогика является неотъемлемой составляющей не только образования, но и общества в целом. В рамках педагогики и в частности в рамках педагогики психологии решаются различные проблемы, одной из важнейшим и основополагающих на современном этапе развития является такая проблема, как развитие диалогической речи у старших дошкольников. С целью решения данной проблемы можно использовать различные методы, приёмы и средства, но именно решение данной проблемы посредством театрализованной деятельности является наиболее интересным и эффективным методом.
Относительно составного термина «театрализованная деятельность» на сегодняшний день выявлено достаточное количество определений и интерпретаций, как авторами отечественными, так и авторами зарубежными, но несмотря на значительное количество определений относительно данного термина смысл остаётся единым. Рассмотрим одно из определений данного термина наиболее полно отражающее особенности и специфику данной деятельности. Театрализованная деятельность представляет собой деятельность, в рамках которой осуществляется формирование каких-либо личностных качеств, или формирование человека, как личности в целом, направленное на развитие творческих способностей и реализации творческого потенциала посредством элементов театрального искусства. [3, с. 27].
Педагоги и психологи на современном этапе развития всё активнее прибегают к использованию в своей деятельности приёмов, методов и методик, неотъемлемой составляющей которых является именно театрализованная деятельность. Представители такой социальной группы, как старшие школьники намного эффективнее воспринимают какую-либо информацию именно с применением игровых и театрализованных действий. Диалогическая речь старших школьников, и проблемы развития диалогической речи старших школьников посредством театрализованной деятельности достаточное количество раз становились объектом различных исследований российских и зарубежных авторов, что обуславливает актуальность данной темы и проблемы. Стоит отметить, что овладение диалогической речью как младшими, так и старшими дошкольниками является одной из важнейших и основополагающих задач речевого развития дошкольников в целом. Именно в связи со значением и ролью диалогической речи проблеме её развитие уделяют особое внимание. Именно благодаря овладению диалогической речи у старших дошкольников начинает формироваться связная речь.
Диалогическая речь представляет собой одну из форм речи, в рамках которой осуществляется передача какой-либо информации посредством реплик и высказываний между участниками данного коммуникативного процесса. Составное понятие «диалогическая речь» сформировалось на основе термина «диалог», который и лежит в основе диалогической речи. Термин «диалог» пришло в русский язык из иностранного языка. Сегодня данное слова активно и регулярно употребляется в русской речи. С греческого диалог переводится, как «беседа». Каждый из нас регулярно является участником диалога, но мало кто задумывается о специфики данного термина, о его истории и особенностям. Диалог является одной из самых популярных и распространённых форм коммуникации между людьми. Диалог, как форма взаимодействия обладает своими отличительными особенностями, и диалог между представителями каждой возрастной группы отражает как социальные, так и возрастные особенности участников данной коммуникации.
Старшие дошкольники в связи с возрастными особенностями и характеристиками не всегда могут принять участия в диалоге. Для того, чтобы старший школьник принимал активное участие в диалоге он непосредственно должен обладать определёнными умениями, знаниями и навыками, а именно такими, как:
1. Речевые умения. К речевым умениям в первую очередь относятся умение вступления в процесс коммуникации — в диалог, умение поддержание коммуникации в рамках диалога, и умение завершения процесса коммуникации в рамках диалога.
2. Умения речевого этикета. Этикет является важнейшей составляющей процесса коммуникации между людьми, в независимости от их знаний, умений, навыков, воспитанности, образованности и возрастных характеристик. Но особенно важную роль этикет играет в рамках диалога в процессе коммуникации между дошкольниками, так как старшие дошкольники, в связи с уровнем развития и возрастными характеристиками только овладевают речевыми штампами и шаблонными оборами речи, к которым относятся приветствия, поздравления, пожелания, просьбы, отказы, благодарности, прощания и т.д.
3. Невербальные умения. К невербальным умениям относится умение использования жестов, мимики, поз в диалоге в рамках коммуникации. Старшие дошкольники непосредственно в большинстве случаев используют какие-либо жесты, или принимают какие-либо позы не в соответствии с тематикой беседы. Невербальные умения особенно важны в деятельности людей, регулярно выступающих публично (педагогам, преподавателям, учителям, ораторам, ведущим, актёрам и т.д.) [2, с. 76].
Развитие диалогической речи старших дошкольников представляет собой процесс достаточно сложный, но необходимый, так как именно с развития диалогической речи начинается грамотное формирование речи старшего дошкольника в целом.
На сегодняшний момент выявлено достаточное количество методов, методик и приёмов, направленных на развитие диалогической речи у старших дошкольников, однако именно развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности сегодня является одним из самых актуальных и часто применяемых методов. Стоит отметить, что к использованию театрализованной деятельности в педагогической сфере с целью развития диалогической речи у старших дошкольников разные авторы относятся по-разному. Театрализованная деятельность — это понятие достаточно обширное и многогранное, имеющее достаточно уникальную историю, берущую своё начало много столетий назад. Театрализованная деятельность сформировалась в связи с развитием и распространением проведения различных народных праздников, карнавалов и ярмарок, на которых активно выступали различные артисты, кочующие с местности на местность, скоморохи и шуты. [1, с. 39].