Статья на тему Психологическая среда и психологическое пространство в работах Курта Левина
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Проблема жизненного пространства в научных представлениях К. Левина
Аннотация.
В статье приведен теоретико-методологический анализ понятия психологической
среды психологического пространства личности, приведенных в работах Курта
Левина. Выделенные топологические единицы психологической среды и
психологического пространства личности имеют не только методологическое и
теоретическое значение, но и обладают практическим содержанием. Ключевые
слова: психологическая среда, психологическое пространство,
границы «Я», топология, теория поля.
Annotation. The article provides a theoretical and methodological
analysis of the concept of the psychological environment of the psychological
space of a person, given in the works of Kurt Levin. The highlighted
topological units of the psychological environment and psychological space of
the individual have not only methodological and theoretical significance, but
also have practical content.
Key words: psychological environment, psychological space,
boundaries of "I", topology, field theory.
Введение. Одно
из методологических направлений современной психологии — унификация не только
отдельных внутренних компонентов, но и понимания взаимодействия человека с
окружающей средой. «Психологическое пространство» включает немало
топологических единиц и является результатом развития личности как субъекта.
Исследования
психологической среды и психологического пространства в теории поля были
предметом научного интереса по экономике (как теория моделирования социального
пространства А. Докторович), политического дискурса (теория игрового поля В.
Бурдина. Образовательное направление исследований реализует теорию поля К.
Левина (Н. Денисенко, В. Григас, В. Стариков). Он также представляет одно из
таких направлений работы современной педагогики, как медиа-педагогика, где, в
частности, изучаются вопросы информационной грамотности, обозначена
проблематика медиа-образовательных процессов.
Классическими
теориями социального поля стали разработки К. Левина и П. Бурдье. Теория поля
обнаруживает свою перспективность в контексте социальных коммуникаций и требует
научной рецепции.
К. Левин [4] считал
необходимым формализовать описание внутренней динамики средствами категорий физико-математических
понятий — поля, напряжения, валентности, вектора и скаляра, за что теория К.
Левина наряду с теорией поля также получила название топологическая. Поле —
фундаментальная идея теории К. Левина и основной пояснительный конструкт,
который применительно к изучению индивидуальной психологии является «жизненным
пространством» человека. «Психологическое поле» субъекта включает самого субъекта,
его внутреннее состояние и его окружение. Разделения между системами
психологического поля — это границы. Функция границ состоит в том, что они
изолируют и в то же время обеспечивают связь между смежными областями
«психологического поля». Жилое пространство в теории К. Левина выступает не как
статическая и замкнутая система, а как динамическая и способная изменяться от
ситуации к ситуации в пространстве. Жилое пространство расширяется, причем
иногда постепенно, а иногда резкими скачками, что более характерно для кризисов
развития. К. Левин выделил три основных аспекта расширения поля:
1. Расширение ареала,
носящего характер текущей действительности.
2. Расширение как
возрастающая дифференциация в измерении реальности-нереальности.
3. Расширение временного
измерения, то есть «психологического прошлого» и «психологического будущего»,
сосуществующих в рамках жизненного пространства «здесь» и «сейчас».
Также К. Левин ставил
задачу выделения в категории поля его «ситуационных единиц». Он считал
необходимым различать психологические ситуации разного масштаба — значимые и
незначимые. Левин отметил, что понимание ситуаций на разных уровнях дает
конструктивный способ решения многих сложных проблем. Пытаясь наполнить
жизненное пространство содержанием, предупреждал К. Левин, возникает соблазн
ограничиться чисто психологическими явлениями, паттернами, когнитивными
паттернами и исключить объективные события, не влияющие непосредственно на
человека, вместо того, чтобы пытаться заполнить жизнь. пространство с содержанием,
он требует расчета многих процессов в физическом и социальном мире, всех этих
физических, экономических, юридических явлений, которые могут повлиять на
человека, и поэтому должны быть введены в жизненное пространство человека.
Символический образ
внутреннего мира личности был представлен К. Левиным в виде круга, который
расположен в центре овала, который в свою очередь символизирует жилое
пространство, имеющее две основные границы: внешнюю разделяет жилое
пространство от реального физического и социального микрокосмоса, интерьер
отделяет внутренний мир личности от ее психологической среды в жилом
пространстве. Оболочкой внутреннего пространства является сенсомоторная зона,
которая служит фильтром между внутренней и внешней средой.
Изложение
основного материала. В психологической науке знания о
жизненном пространстве личности отражаются в созданной в 40-е годы теории К.
Левина, которая на сегодняшний день составляет основную теоретико-методологическую
базу по изучению данного психологического конструкта.
К. Левин использовал
понятие жизненного пространства в концепции топологии и теории поля, в которых
была сделана чрезвычайно интересная попытка объединить два подхода, а именно:
изучение восприятия пространства как совокупности объектов в
гештальт-психологии и изучение «психологического», «личного» пространства как
сферы индивидуальной идентичности в психоаналитической психологии. В этом
случае теорию К. Левина, хотя и весьма условную, можно интерпретировать как «Я
нахожусь в воспринимаемом пространстве».
К. Левин изобразил