Статья на тему Проблемы правового регулирования государственных закупок в условиях новой коронавирусной инфекции (COVID-19)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Проблемы
правового регулирования государственных закупок в условиях новой коронавирусной
инфекции (COVID-19) Под контрактной
системой в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее — ТРУ) для
государственных и муниципальных нужд необходимо понимать торгово-закупочную
деятельность, регулируемую положениями Федерального закона от 05.04.2013. №
44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
государственных и муниципальных нужд» [1] (далее — 44-ФЗ), целью которого
является регулирование процесса закупок организации, финансируемые из
государственного и муниципального бюджетов.
Контрактная система
объединяет множество участников. Так, помимо основного звена, представленного
государственными заказчиками, в эту систему входят федеральные, региональные и
местные государственные органы, ответственные за регулирование в данной сфере,
операторы электронных торговых площадок, банки (отвечающие требованиям,
установленным пунктом 1 статьи 45 44-ФЗ. ), органы в сфере контроля и надзора,
участники закупок (поставщики, подрядчики, исполнители), специализированные
организации, организующие закупочную деятельность (разработчики Единой
информационной системы в сфере закупок (далее — ЕИС), служба технической
поддержки, и т.д.).
Сегодня контрактная
система предполагает два типа закупок:
• конкурентные
(проводятся в двух форматах — открытом и закрытом: в первом случае все желающие
участвовать, во втором — только те, кто соответствует заявленным требованиям);
• неконкурентнве
(когда право выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) принадлежит
заказчику).
Пандемия новой
коронавирусной инфекции (COVID-19) стала мощным вызовом системе государственных
закупок. В контексте борьбы с эпидемией и ее последствиями время является
ключевым фактором, и большинство предусмотренных конкурентных процедур
характеризуются длительным интервалом времени для определения поставщика
(подрядчика, исполнителя) — от 20 до 40 календарных дней с момента размещения извещения о покупке до
момента заключения договора. Неконкурентные закупки ограничиваются суммой
контракта (соглашения) и долей таких процедур от общего годового объема
закупок.
Для предотвращения
распространения коронавируса необходимы срочная закупка товаров (работ, услуг),
которые ранее не планировались к закупке, внесение изменений в заключенные
контракты и т. д. В связи с этим возникает ряд проблем: 1) Из-за финансовых
трудностей, вызванных экономическим кризисом, связанным с коронавирусом, часто
бывает сложно оплатить заключенные контракты. 2) Уменьшение объемов плановой
медицинской помощи, изменение профиля медицинских организаций часто приводят к
необходимости изменения условий договоров, сроков исполнения договоров и т. д.
3) Одна из важных задач, которую медицинские организации должны решать в
настоящее время, — это массовая закупка средств индивидуальной защиты,
специфических лекарств, медицинских изделий и т. д. Поэтому возникла
необходимость заключения значительного количества новых договоров. 4)
Длительные процедуры закупки могут привести к серьезным проблемам со сроками
получения остро необходимых товаров медицинскими организациями по новым
контрактам. 5) Появился риск резкого роста цен на новые контракты. 6) Начали
появляться дополнительные требования, предъявляемые некоторыми поставщиками,
например, многие поставщики требуют 100% предоплаты [2].
Федеральный закон от
1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций» [3] внёс серьезные изменения и в Федеральный закон от 5 апреля 2013
г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для
обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Согласно ч. 65 ст.
112 Федерального закона № 44-ФЗ, вступающего в силу с 1 апреля текущего года, в
2020 году допускается изменение срока договора, его цены или цены единицы
товаров, работ, услуг по согласованию сторонами, если в процессе его исполнения
в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, а также в иных
случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не
зависящие от сторон обстоятельства, делающие невозможным его исполнение.
Возникли дополнительные основания для совершения закупок у единственного
поставщика (исполнителя, подрядчика) — необходимость оказания медицинской
помощи в экстренной или срочной форме либо в связи с аварией, форс-мажорными
обстоятельствами, для предотвращения и устранения чрезвычайных ситуаций.
Заказчик вправе приобретать товары, работы, услуги в количестве, объеме,
необходимом для оказания такой медицинской помощи, если применение требующих
времени конкурентных методов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
нецелесообразно (статья 93). Другие изменения были внесены для упрощения
(ускорения и т. д.) Закупок в аналогичных ситуациях. Как было показано выше,
государством был принят ряд мер, направленных на ограничение цен.
В целом можно
констатировать, что принятые меры можно считать оправданными, однако
недостаточными. Меры по контролю уровня цен ориентированы на относительно
долгую перспективу и не являются достаточно оперативными. Распространена
практика перекупщиками средств индивидуальной защиты с многократным завышением
цен. В этих условиях необходимо принять законодательные меры по ограничению на
определенный период посредничества (количество посредников в цепочках и т. д.)
Для конкретных видов товаров. Кроме того, на наш взгляд, следует временно
закрепить за крупнейшими производителями средств индивидуальной защиты и других
необходимых товаров дистрибьютерские компании, которые ранее были их основными
покупателями, тем самым ограничив торговлю средствами индивидуальной защиты
этих производителей другими торговыми организациями. В то же время необходимо
усилить работу ФАС, а также правоохранительных органов.