Статья на тему Проблемы и противоречия утверждения и распространения ислама в полиэтническом обществе (на примере Республики Дагестан)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ УТВЕРЖДЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИСЛАМА В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)
Аннотация. В настоящее время исламское общество в республике Дагестан представлено мозаикой – среди представителей мусульман множество малых этнических групп, что обусловлено историческим путем развития региона и историческими процессами становления ислама как титульной религии. В таких условиях распространения ислама сталкивается с противоречием: с одной стороны – традиционалисты с акцентом на местечковую этническую идентичность и нежеланием к централизации и общей канонизации; с другой – фундаменталисты, приоритетным у которых является возврат к исламу пророка Мухаммада. Для тех, кто тяготеет к распространению идеологически единого ислама, традиционалисты представляются отступниками, и, наоборот. Невозможность примириться сегодня представляется основным препятствием к утверждению и распространению ислама в республике как основы единого этнокультурного и политического развития региона.
Ключевые слова: исламизация, полиэтническое общество, синкретизм, исламский фундаментализм, исламский традиционализм, Северный Кавказ, Дагестан, полиэтническая разобщенность.
PROBLEMS AND CONTRADICTIONS OF THE STATEMENT AND DISTRIBUTION OF ISLAM IN A POLY-ETHNIC SOCIETY (BY THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)
Annotation. At present, the Islamic society in the Republic of Dagestan has presented a mosaic masonry — harm to representatives of many small ethnic groups, which is the subject of study of the ongoing development of the region and studies of the process of becoming an introduction as a presidential religion. In such conditions of distribution, there are cases with a contradiction: on the one hand, traditionalists with an emphasis on local ethnicity and an unwillingness to centralize and general canonization; on the other hand, the fundamentalists, whose priority is the return to Islam of the Prophet Muhammad. For those who gravitate toward the spread of an ideologically unified Islam, traditionalists are seen as apostates, and vice versa. The impossibility of reconciliation today seems to be the main obstacle to the establishment and spread of Islam in the republic.
Keywords. Islamization, multi-ethnic society, Islamic fundamentalism, Islamic traditionalism, North Caucasus, Dagestan, multi-ethnic disunity.
Распространение и утверждение исламской религии в полиэтническом обществе – это всегда борьба на уровне социально-экономической, культурной и идеологической жизненных сфер. Полиэтнические тенденции очень характеризуют Дагестан, где еще в средние века происходила арабская колонизация, утверждались культурные контакты с восточными и азиатскими странами. Распространяясь, ислам стал не просто религией, а стилем жизни, образом мыслей.
В процессе становления ислама в Дагестане принято выделять несколько этапов, начиная с VII в. и до настоящего времени. Первоначально развитие происходило вширь, а далее процессы развивались более глубинно, в частности, в сознании и бытовых процессах общества укреплялись новые идеи, шариат и правовые нормы находили точки соприкосновения. С XVIII в. происходило усиление сферы исламского влияния. В прошлом же столетии протекал упадок религиозной культуры, и процесс крупной реисламизации характерен уже для периода конца XX-начала XXI веков (что подтверждается массовым строительством мечетей, повсеместным открытием медресе и мактабов и прочим).
Возращение к исламским ценностям – это полноценный историко-культурный процесс, характерный для полиэтнического общества, связанный с национальным возрождением [3, 172]. Распространение ислама в таком обществе – один из важнейших вопросов национальной идентичности, поднятия этнического вопроса. Данная проблематика актуальна сегодня по той причине, что утверждение идей ислама в структурно сложном конфессиональном обществе – это процесс долгий, сталкивающийся с преградами на своем пути. Понимать историко-культурные и этнополитические аспекты важно для того, чтобы идентифицировать текущий путь распространения ислама и четко понимать его проблемы и противоречия, определив, тем самым, важность утверждения исламской традиции в полиэтнической среде.
Научно-теоретическое утверждение проблемы позволит наметить пути масштабной научной мысли, которая, нарастая, будет все больше обнародовать трудности распространения ислама, тем самым постепенно приводя общество к пониманию важности этнокультурной интеграции. В прикладном плане обращение к проблемам и противоречиям распространения ислама – это попытка актуализировать единый общественный дискурс, направив его на консолидацию исламской традиции.