Русский язык и литература Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Приемы развития смыслового чтения и работа с текстом на уроках русского языка как основной шаг к формированию функциональной грамотности учащихся

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ОСНОВНОЙ ШАГ К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Иванов Иван Иванович

студент 1 курса Южного федерального университета г. Ростова-на-Дону

E-mail: ivanov@mail.ru

TECHNIQUES FOR THE DEVELOPMENT OF SEMANTIC READING AND WORKING WITH TEXT IN RUSSIAN LESSONS AS THE MAIN STEP TOWARDS THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF STUDENTS

Ianov Ivan Ivanovich

student of 1 course of Southern Federal University of Rostov-on-Don

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены различные аспекты и педагогические условия формирования и развития функциональной грамотности учащихся. В настоящее время функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в различных сферах деятельности. Функциональная грамотность в широком понимании определяется как способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.

Рассматриваются основные понятия, связанные с навыками смыслового чтения, места предмета «Русский язык» в обучении навыкам смыслового чтения и работе с текстом, как способов формирования функциональной грамотности учащихся.

Ключевые слова: грамотность, функциональная грамотность, компетенция, смысловое чтение, работа с текстом.

ABSTRACT

The article discusses various aspects and pedagogical conditions of the formation and development of functional literacy of students. Currently, functional literacy is becoming one of the basic factors contributing to the active participation of people in various fields of activity. Functional literacy in a broad sense is defined as a way of social orientation of the individual, integrating the connection of education (primarily general) with multidimensional human activity.

The basic concepts related to semantic reading skills, the place of the subject «Russian language» in teaching semantic reading skills and working with text as ways of forming functional literacy of students are considered.

Keywords: literacy, functional literacy, competence, semantic reading, working with text.



В научно-методических исследованиях проблема формирования функциональной грамотности учащихся рассматривается в различных аспектах в исследованиях и трудах отечественных и зарубежных ученых, в частности таких ученых как Ж.Ж. Ордабаевой, А.К. Рауандиной, С.А. Тангяна, С.Г. Вершловского, М.Д. Матюшкиной, Б.С. Гершунского, В.В. Мацкевича, С.А. Крупника, А.В. Хуторского, Н.Н. Сметанниковой и т.д.

В последнее время функциональная грамотность в условиях образования становится объектом исследования. Например, Н.Н. Сметанникова [8] изучила функциональную грамотность в рамках стратегических приемов обучения чтению. Е.П. Лебедев [5] исследуя проблему формирования функциональной грамотности, раскрыл перспективу внедрения соответствующего содержания в процессе обучения учащихся начальной школы. С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкин анализируют уровни функциональной грамотности выпускников современных школ на основе проведения социологических исследований. Содержание образования и его результаты по проблеме формирования функциональной грамотности в процессе обучения отдельных дисциплин рассматриваются в исследованиях казахстанских ученых Ж.Ж. Ордабаевой [7], А.Ж. Мурзалиновой [6], А.К. Рауадиной в рамках обучения языку и развития функциональной грамотности учащихся, российские методисты Г.Д.Клок, В.И.Анурова указывают пути формирования функциональной грамотности на уроках химии и иностранного языка. В труде «Новый порог функциональной грамотности – вызов 21 века» П.Терешковича и С.Крупника указывается взаимосвязь функциональной грамотности с основными тенденциями развития общества. Уровень функциональной грамотности в стране оценивается уровнем развития конкретных технологий.

Функциональная грамотность учащихся – это необходимая составная часть современного образования, уровень образования, означающих совокупность дисциплинарных, междисциплинарных, интегративных знаний, умений, навыков и способов решения функциональных проблем, учебно-методические средства, использующихся учащимися в процессе деятельности, связанных с задачами взаимодействия с обществом, также с восприятием, изменением информации, с процессом решения учебных задач.

Функциональную грамотность составляют:

— элементы логической грамотности;

— соблюдение человеком норм собственной жизни и правил безопасности;

— требования технологических процессов, в которые он вовлечен; — информационная и компьютерная грамотность;

— воспитанность человека в духе доброжелательности и дружелюбия;

— коммуникативность.

Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы