Всероссийский студенческий научный симпозиум «Защита прав человека: вопросы правотворчества и правоприменения», приуроченный ко Статья Юриспруденция

Статья на тему Правовая экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: проблемы правового регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

Актуальность и важность данного вопроса следует отметить при рас-смотрении правовых норм. Научный интерес к данному вопросу обусловлен, прежде всего антикоррупционной политикой, декларируемой на всей терри-тории РФ. Борьба с коррупцией представляет собой комплексную и систем-ную многостороннюю деятельность, направленную на снижение и нейтрали-зацию коррупционного элемента в правовой системе и создание барьеров для предотвращения развития и расширения. Особое место в борьбе с кор-рупцией занимают превентивные меры, внимание которых направлено на контроль. В рамках этой политики выполняется задача по внедрению норма-тивно-правовой практики и антикоррупционной экспертизы. На уровне субъектов Российской Федерации активно формируется необходимая норма-тивно-правовая база для реализации проектов нормативных правовых актов и их исследования (в том числе антикоррупционного). Структурно-нормативные особенности экспертизы законов и иных нормативных право-вых актов в субъектах Российской Федерации представляют научный интерес для обобщений, сравнительного анализа и выработки практических реко-мендаций [1].

В данной статье рассматриваются вопросы и методы проведения анти-коррупционной экспертизы закона и иных правовых актов в субъектах Рос-сийской Федерации, а также их проектов, связанные с необходимостью чет-кого и ясного определения предмета, особенностей проверки, целей и задач, а также качественная проработка деятельности специалиста и правовое регу-лирование процедур получения, учета и проверки заключения эксперта.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в большинстве субъек-тов Российской Федерации задачей системного законодательного регулиро-вания важнейших сторон законотворческого процесса является рационали-зация видов и форм актов и выяснение их соотношения с каждым учрежде-нием. Это достигается верным толкованием и кодификацией законов. Реше-ние этой проблемы содержится в документе «О нормативных правовых ак-тах субъекта Российской Федерации» [12, с. 72]. Законотворческий процесс, формы и виды принимаемых актов, способы разрешения правовых споров и правовых технических вопросов, рассмотрение нормативных актов требуют детальной правовой регламентации. К такому законодательству относится внутренняя правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов ор-ганов государственной власти субъектов Российской Федерации и локальных нормативных правовых актов для включения в реестр нормативных право-вых актов местного самоуправления. Он включает в себя внешний правовой аудит, общественные и научные экспертизы нормативных актов, антикор-рупционные, нормативные акты, модели поведения и их проекты, регулиру-ющее воздействие нормативных актов. Еще должны быть включены положе-ния, регулирующие процедуры проведения оценки. в сфере предпринима-тельской и инвестиционной деятельности. Как видите, такие предложения позволяют не только повысить качество экспертизы нормативных актов и их правовых норм, но и повысить качество предоставляемых услуг в целом.

Таким образом, можно увеличить компетентность как отдельных кад-ров, так и всего правового поля [10]. Понимание группы законов и постоян-ное взаимодействие с ними позволяет видеть проблемные зоны и находить подходы к решению. 

 

Фрагмент текста работы:

 

Субъекты экспертизы.

Исследование предмета рассмотрения законов и их проектов в субъек-тах Российской Федерации показывает, что оно проводится специальными федеральными подразделениями государственной власти — прокуратурой и органами юстиции — совместно с органами местного самоуправления. Кроме того, существует процесс формирования и развития экспертизы, который производится государственными учреждениями и независимыми экспертами.

Анализ правового регулирования аудита и практики его применения в субъектах Российской Федерации показал, что наиболее часто объектом профессиональной деятельности являются соответствующие юридические службы государственных органов. Таким образом, данный вопрос был ре-шен в структурах управления Республики Татарстан, Хабаровского края, Кабардино-Балкарской Республики и некоторых других субъектов Россий-ской Федерации. Юридические службы создают специальные структурные подразделения (сектора, группы) для проведения своей экспертизы. Напри-мер, в Министерстве юстиции Республики Марий Эл есть отдел законода-тельства, нормативные акты органов исполнительной власти и их проекты.

Указом Президента Республики Молдова установлено, что антикор-рупционная экспертиза проводится структурными подразделениями госу-дарственных учреждений — разработчиками нормативных правовых актов, юридическими службами, специалистами для проведения экспресс анализа, органом по рассмотрению и утверждению проекта нормативно-правового акта, а также учреждением по надзору за исполнением законодательства с заинтересованными государственными органами в срок, установленный По-становлением Республики Мордовия. Таким образом, выявляется неопреде-ленный круг субъектов, имеющих возможность на проведение «внутреннего» антикоррупционного расследования.

В некоторых случаях органы местного самоуправления и организации, должностные лица уполномочены проводить расследования в соответствии с законами, внутренними правовыми актами, а также сводом документов, ре-гулирующих учреждение [5, с. 185].

В субъектах Российской Федерации, помимо юридических услуг, экс-пертиза законов и разработка проектов нормативных правовых актов воз-ложены на специализированные органы. Например, в Южном Ханты-Мансийском автономном округе специальной комиссией при губернаторе было проведено антикоррупционное расследование с целью выявления воз-можных нарушений. В Карачаево-Черкесской Республике существует специ-ализированная комиссия по борьбе с коррупцией в области нормотворче-ства, еще в Ленинградской области, Технического комитета есть комиссия по борьбе с незаконным оборотом средств [3, с. 1768].

Помимо государственных экспертов и профессиональных органов субъектов Российской Федерации, существует процесс привлечения к прове-дению независимой оценки законов и проектов. Как правило выступает об-щественный деятель по борьбе с коррупцией по законопроектам и их проек-там в субъектах Российской Федерации [4].

В большинстве случаев общественные эксперты имеют право рассмат-ривать законы и законопроекты в соответствии с местными правовыми акта-ми общественных организаций, которые, в свою очередь, основаны на феде-ральном или региональном законодательстве. Например, в соответствии с региональным законом об информационных технологиях Общественная па-лата Республики Татарстан уполномочена публично рассматривать наиболее важные предложения, а также действующие республиканские и муниципаль-ные законы в рамках мониторинга их применения [5].

Сказанное выше указывает на отсутствие согласованности в подходе к определению объектов исследования, что, несомненно, снижает эффектив-ность и качество проверки. Стоит заметить, что особенно остро стоит вопрос о механизмах взаимодействия различных государственных, муниципальных и общественных институтов при проведении экспертизы.

Интересен региональный опыт Республики Татарстан. В соответствии с Законом от 31 декабря 2009 г. предусмотрено, что в случае обнаружения коррупционных факторов на исследуемом объекте копия заключения экспер-тизы направляется в прокуратуру Республики Татарстан. Впоследствии это положение было отражено в приказе Министерства юстиции Российской Фе-дерации, регулирующем организацию работы по экспертизе законов субъек-тов и уставов муниципальных образований. Однако в этих файлах не указы-вается, кто именно, в какое время и каким образом передает копию заключе-ния в прокуратуру [6,7,8,9].

Основные проблемы правового регулирования

Первая проблема связана с тем, что на федеральном уровне отсутству-ет закон, устанавливающий единую систему нормативных актов, требования к их подготовке и принятию, правила использования правовых средств. Спе-циалисты отмечают, что такие нормы включены в «Методические указания по проведению судебной экспертизы нормативных правовых актов субъек-тов Российской Федерации» [1].

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О порядке рассмотрения дел судами об оспаривании нормативных актов пол-ностью или частично» определяет нормативные нормы их соблюдения. Кон-ституция и законы Российской Федерации [2], методические рекомендации по юридическому и техническому оформлению законопроектов, подготовлен-ные Государственной Думой, в том числе правила юридической техники [3]. В связи с тем, что нормативные акты анализируются в ходе правовой экспер-тизы, оказывается, что эти нормы устанавливают определенные требования к субъектам Российской Федерации. Например, при оценке юридических тер-минов одни и те же взаимозаменяемые термины используются в данном по-ложении независимо от того, имеет ли этот термин общепризнанное значение или используется только на местном уровне. Установите требования к суще-ствующим концепциям.

Федеральным законом предусмотрен пункт 17 Методических указаний по осуществлению правовой экспертизы в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации. Обратите внимание, что в остальном нор-мативные документы субъектов Российской Федерации по использованию терминов должны соответствовать методическим рекомендациям. Решение этой проблемы связано с принятием федерального нормативного законода-тельства, направленного на упорядочение всей системы, действующей в Рос-сии, и создание научно обоснованных норм, определяющих содержание и форму. Обеспечение единых требований законности в процессе принятия решений, составления документов для всех уровней российской правовой си-стемы, правил юридической техники и способов разрешения юридических споров.

Вторая проблема заключается в том, что виды нормативных правовых актов, их проекты, порядок их реализации и другие нормы бессистемно ре-гламентируются различными законами. В результате один и тот же пакет до-кументов может проходить сразу несколько проверок, а другие документы не оцениваются внешними экспертами. Поэтому отсутствует федеральный за-кон, определяющий виды нормативных правовых проверок, порядок их проведения и критерии их оценки. Эксперты должны согласиться с тем, что решить этот вопрос можно путем принятия Федерального закона «О норма-тивных актах в Российской Федерации и проведении правовой экспертизы их проектов». Законы включают в себя понятие правовой проверки норматив-ных правовых актов и их проектов, принципы их реализации, виды и цели, их субъекты, статус проверяющих (права, обязанности, ответственность), общие для всех норм необходимые для закрепления правила. Правовые акты и их проекты, методологические основы проведения правовых исследований, единые критерии оценки действий, требования к экспертным заключениям. Также стоит регламентировать процедуры взаимодействия профессиональ-ных юридических лиц при осуществлении профессиональной деятельности [4, с. 252–258].

Обращаем ваше внимание, что законы всех субъектов Российской Фе-дерации не полностью и системно регулируют вопросы, связанные с регио-нальным созданием новых правовых норм. Например, в большинстве субъ-ектов Дальневосточного федерального округа действуют законы и подзакон-ные акты, иногда весьма фрагментарные и бессистемные, регулирующие структурные вопросы, законотворческий процесс в субъектах Российской Федерации [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы