Статья на тему Практика применения уголовных наказаний за преступления, совершённые сотрудниками ОВД при исполнении служебных обязанностей.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы
уголовного права, связанные с назначением наказания сотрудникам внутренних дел.
Особое внимание уделяется разграничению преступлений, совершаемых сотрудниками
ОВД. В связи с этим исследованы также проблемы назначения наказаний по
совокупности преступлений и в соответствии с отягчающими обстоятельствами. Ключевые
слова:
Сотрудники органов внутренних дел, назначение
наказания, отягчающее обстоятельство, служебное положение, меры наказания. Практика
применения уголовных наказаний за преступления, совершённые сотрудниками ОВД
при исполнении служебных обязанностей Преступления, совершенные сотрудниками
органов внутренних дел и другими госслужащими, часто имеют громкий общественный
резонанс в связи с антикоррупционной политикой.
К тому же основными целями и задачами
деятельности полиции и других органов внутренних дел является
правоохранительная деятельность и поддержание законности и правопорядка.
Поэтому возникает строгая необходимость соблюдения сотрудниками ОВД правовых
норм.
Уголовный кодекс РФ предусматривает
совершение преступления сотрудником ОВД в качестве отягчающего обстоятельства (статья
63 УК РФ)[1 ].
Поэтому назначение наказания за
преступления совершаемые сотрудниками ОВД является достаточно актуальным
вопросом уголовного и уголовно-процессуального права.
Вначале рассмотрим правовой статус
граждан, которые являются сотрудниками ОВД.
В соответствии со статьей 10 Федерального
закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» сотрудник
органов внутренних дел – это гражданин, который берет на себя обязательства по
прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел[2 ].
Правовой статус государственных служащих
регулируется нормами административного и конституционного права.
Государственную службу можно рассматривать как профессиональную деятельность
должностных лиц в уполномоченных государственных органах в соответствии с их
компетенцией и основными направлениями деятельности.
Одной из главных особенностей службы
сотрудников органов внутренних дел является присвоение в установленном порядке
специального звания рядового или начальствующего состава. Причем на таких
служащих возложены соответствующие задачи, которые заключаются в обеспечении
общественного порядка и безопасности. Специфика деятельности сотрудников ОВД
предполагает охрану общественного порядка и
безопасности, а также раскрытие и расследование преступлений и
правонарушений.
Поэтому совершение преступлений
сотрудниками органов внутренних дел противоречит задачам правоохранительной
деятельности, которые возложены на соответствующие государственные органы. В
связи с этим в системе российского уголовного права особое внимание уделяется
назначению наказания за преступления, совершенные сотрудниками ОВД.
Преступления, совершённые сотрудниками
органов внутренних дел можно разделить на две категории.
К одной из них следует отнести
преступления, совершение которых связано с осуществлением должностных
полномочий. К другой относятся преступления, при которых тот факт, что
преступник является сотрудником правоохранительных органов выступает отягчающим
обстоятельством.
Такое разграничение основывается на материалах судебной практики
и разъяснениях Верховного Суда.
В частности, в соответствии с
постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.12.2015, в
случае совершения сотрудником органа внутренних дел преступления с
использованием своего служебного положение суд не вправе учитывать то
обстоятельство, что преступник является сотрудником ОВД в качестве отягчающего
наказание обстоятельства[3 ].
Причем, для того, чтобы рассматривать
совершение преступления сотрудником ОВД именно в качестве отягчающего
обстоятельства необходимо, чтобы преступление было совершено с умыслом.
Отметим, что в теории уголовного права умышленная
форма вины представляет осознание лицом, совершившим преступление, противоправной
сущности своего действия или бездействия, предвидение его последствий и наличие
цели и мотива, направленной на совершение преступления.
Рассмотрим примеры преступлений связанных
с должностными полномочиями сотрудников ОВД.
Например, к такой категории относится
преступление, предусмотренное частью 3 статьи 160УК РФ. Присвоение и растрата
вверенного имущества совершенное должностным лицом с использованием служебного
положения влечет более строгое наказание. Основным видом наказания в данном
случае является штраф, лишение свободы за данное преступление диспозицией
указанной статьи не предусмотрено.
Довольно действенной мерой наказания в
данном случае является запрет занимать определенную должность. В данном случае
речь идет о запрете службы в органах внутренних дел.
Также довольно распространенным
преступлением среди деяний, которые
совершаются сотрудниками ОВД как должностными лицами, является служебный подлог
предусмотренный статьей 292
УК РФ.
Служебный подлог представляет внесение
должностным лицом или другим служащим изменений в официальные документы или
внесение заведомо ложных сведений в эти документы.
Преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 ст.
292 УК РФ, является умышленными в связи с тем, что состав преступления
предусматривает мотив в качестве основного признака и представляет собой корыстную
или другие личные интересы.
При совершении указанного преступления
сотрудниками ОВД имеет место использование служебного положения в своих, в том
числе, корыстных интересах.
Такие преступления сотрудниками ОВД могут
совершаться при осуществлении охраны правопорядка, в том числе во время
расследования преступлений и привлечения к административной ответственности.
Предметом преступления в данном случае
являются процессуальные документы, которые ведутся в процессе осуществления
производства по уголовным делам, а также процессуальные документы по делам об
административных правонарушениях.
Часто привлечение к уголовной
ответственности и назначение наказания по указанной статье осуществляется по
совокупности преступлений, т.к. служебный подлог совершается в результате
совершения другого преступления, например, получение взятки (статья 290 УК РФ)
или превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ).
Назначение наказания в таком случае
осуществляется в соответствии со статьей 17 УК РФ по совокупности преступлений
в соответствии с правилами частичного или полного сложения наказаний,
предусмотренных статьей 71 УК РФ.
По данному вопросу Конституционный Суд РФ
разъясняет, что понятие совокупности преступлений, а также установленные
правила назначения наказания по совокупности преступлений должны
соответствовать принципу справедливости при применении норм уголовного
законодательства, поэтому наказание должно соответствовать также характеру и
степени общественной опасности преступления [4].
Поэтому при назначении наказания помимо
материалов дела и обстоятельств совершения преступления также рассматриваются и
учитываются характер и степень общественной опасности преступления, личность
виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление виновного и др.
При этом применение дополнительных видов
наказания не должно осуществляться судом в произвольном порядке, а всегда
основывается на материалах рассматриваемого дела.
Например, при применении к виновному
сотруднику ОВД такой меры наказания, как лишение специального звания и
государственных наград, учитывает личность виновного, важные обстоятельства,
как форма вины, поведение виновного после совершения преступления, к примеру,
деятельное раскаяние и стремление загладить причиненный ущерб и другие обстоятельства.
Связано это с тем, что все
вышеперечисленные обстоятельства не только характеризуют личность виновного и
состав преступления, но также имеют значение для достижения цели наказания. При
этом цели назначения наказания в соответствии с частью 2 статьи 43 УК РФ
заключаются в следующем:
— восстановление социальной справедливости
— исправление виновного;
— предупреждение совершения новых
преступлений.
Поэтому как на стадии предварительного
расследования преступлений, так и в процессе судебного разбирательства важно
установить все обстоятельства дела, а также факты характеризующие личность
виновного для справедливого назначения наказания.
Далее рассмотрим некоторые вопросы,
связанные с назначением наказания за такие преступления, превышение должностных
полномочий (статья 286 УК РФ).
В соответствии с Постановлением Пленума
Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными
полномочиями и о превышении должностных полномочий», в тех случаях, когда
злоупотребление должностными полномочиями или превышения должностных полномочий
(статья 285 УК РФ), было совершено должностным лицом для устранения опасности,
непосредственно угрожающей личности, а также охраняемым законом интересам общества
или государства, причем обязательным условием является то, что данная опасность
не могла быть устранена другими средствами, то такое действие не может быть
признано преступлением при условии, что не было допущено превышения пределов
крайней необходимости [5].
В связи с этим на стадии предварительного
расследования и в судебном разбирательстве для привлечения к уголовной ответственности и в последствие в процессе
назначения наказания устанавливаются все признаки состава преступлений,
предусмотренного статьями 285 и 286 УК РФ, а также установить, не были ли
действия сотрудника или должностного лица вызваны крайней необходимостью.
В соответствии с постановлением понятие
совокупности преступлений и правила назначения наказания по совокупности
преступлений, призваны обеспечить реализацию принципа справедливости при
применении уголовного закона, в силу которого наказание должно соответствовать,
помимо прочего, характеру и степени общественной опасности преступления
Определение крайней необходимости и превышения
пределов крайней необходимости установлено статьей 39 УК РФ.
Теперь остановимся более подробно на
применении совершения преступления сотрудником ОВД, предусмотренного пунктом «о»
части 1 статьи 63 УК РФ в качестве отягчающего обстоятельства, которое в
обязательном порядке учитывается при назначении наказания.
Как уже было указано ранее данное
обстоятельство рассматривается в том случае, если преступление не относится к
разряду должностных.
Некоторые авторы, в частности Г. И.
Гарипов отмечают, что сотрудники органов внутренних дел обладают специальными
навыками оперативно-розыскной и процессуальной деятельности, а значит,
указанное обстоятельство облегчает им совершение
преступления, а также сокрытие следов совершенного преступления с целью
избежать уголовной ответственности [7 ].
Поэтому совершения преступления сотрудником
ОВД повышает степень его общественной опасности.
В данном случае речь идет о преступлении,
предусмотренного нормой Уголовного кодекса РФ, в диспозиции которого в качестве
его обязательного признака не предусмотрено его совершение должностным лицом
или государственным служащим, в том числе и сотрудником ОВД.
В связи с этим возникает вопрос о
разграничении данных категорий преступлений.
Для такого разграничения важным условием
является тот факт, что преступление не должно быть связано с осуществлением
сотрудником своих должностных обязанностей, иначе его правовой статус не может
служить отягчающим обстоятельством.
Например, убийство, совершенное
сотрудником ОВД не является должностным преступлением, поэтому наказание ему
должно быть назначено также на основании пункта «о» части 1 статьи 63 УК РФ.
Связано это с тем, что, в соответствии с
частью 3 рассматриваемой статьи, в тех случаях, когда отягчающее обстоятельство
предусмотрено определенной статьей Особенной части УК РФ в качестве основного признака
состава преступления, оно само по себе не может повторно учитываться при
назначении наказания.
При вынесении приговора за преступление с
отягчающими обстоятельствами судами из предусмотренных санкцией статьи видами
наказаний применяются более строгие.
Таким образом, в результате рассмотрения
вопросов практики применения наказаний за преступления, совершенные
сотрудниками органов внутренних дел, можно сделать вывод, что на всех стадиях
уголовного процесса необходимо разграничивать преступления, совершенные
сотрудниками ОВД в качестве должностных лиц и сотрудников государственных
органов, и преступления, состав которых не содержит указанного обстоятельства в
качестве основного признака преступления. В последнем случае статус сотрудника
ОВД служит отягчающим обстоятельством