Цены и ценообразование на потребительских рынках Статья Экономические науки

Статья на тему «Подходы в ценообразовании, их понятие, отличительные особенности»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Современный этап интенсивного развития экономики Российской Федерации требует не просто увеличение объемов производства, а выпуска наиболее совершенной продукции, то есть продуктивной, надежной, безопасной, экономической в использовании и тому подобное. В определении показателей будущего товара ведущую роль должен играть потребитель и его интересы, безусловно, с учетом возможностей изготовителя. Это означает, что потребительские свойства продукции, которые определяют уровень ее конкурентоспособности, должны в своей совокупности служить исходной информацией для дальнейшего процесса проектирования.
Определение набора основных потребительских параметров будущего нововведения является первым этапом прогнозирования его перспективной конкурентоспособности. Они становятся главным объектом исследований маркетолога.
По аналогичной схеме определяется набор экономических параметров товара, среди которых ведущее место занимает цена реализации товара, так как ее уровень — залог рыночного успеха и доходности для производителя и мерило ценности товара для потребителя. Выгодная или не выгодна данная продукция предприятию, нужно ее производить или нет, решает цена ее реализации на рынке [1].
Сейчас предприятия не уделяют достаточного внимания теоретическим вопросам и практическому опыту перспективного ценообразования на достаточно квалифицированном уровне. Прогнозирование цены на новую продукцию на стадии предпроектных исследований часто происходит чисто интуитивным далеко не точным путем без соответствующих обоснованных расчетов. Это объясняется двумя основными причинами.
Дело в том, что в современных условиях понятие конфиденциальности информации имеет чрезвычайно существенное значение. Предприятия стараются максимально скрывать, казалось бы, даже незначительную информацию, обнародование которой не наносит никакого вреда деятельности предприятия. Поэтому получение информации из предприятий-конкурентов о выпуске продукции, затраты на ее изготовление и пр значительно затруднено [2].
Во-первых, сказывается наследие плановой экономики, при которой цены на новую продукцию устанавливались каждому предприятию директивно на основе расчета так называемых лимитных цен. Традиционная методика определения последних не учитывает особенностей изменений рыночной среды и поэтому не может использоваться на современном этапе развития отечественной экономики.
Во-вторых, большинство методов прогнозного ценообразования, предлагаемых современной наукой, имеют существенные недостатки. Одни из них являются слишком трудоемкими и сложными в применении, другие дают очень приблизительные результаты прогноза цены.
Поэтому дальнейших глубоких исследований требуют вопросы сущности процесса прогнозирования цен на новую продукцию и выбора наиболее совершенных методов перспективного ценообразования на отечественных предприятиях.
Исторически первые исследования процесса ценообразования происходили в рамках классической школы политической экономии. В завершенном виде эти взгляды были обобщены в трудовой теории стоимости К. Маркса. Первыми исследователями вопросы ценообразования в рамках данной школы были У. Петти и А. Смит, которые рассматривали процесс установления цены исключительно с позиции производства и соответствующих затрат, основными из которых являются земельная рента, заработная плата, процент на капитал. Дальнейшие исследования вопроса ценообразования нашли свое воплощение в работах Д. Рикардо, П. Буагильбера и К. Маркса, которые уже рассматривали только труд и заработную плату как основу для ценообразования, поскольку именно труд является первоочередным в создании, как конечных продуктов, так и факторов производства. Однако следует отметить, что, несмотря на то, что классики считали расходы основой для любого ценообразования, а цены, которые базировались на расходах — истинными, все они соглашались, что определенное влияние на ценообразование имеет и спрос на товар, искажающую истину цену товара, который выходит на рынок.
Одновременно с классиками данную проблему исследовали сторонники теории издержек, которые также настаивали на затратной природе ценообразования и исследовали процесс установления цен исключительно с позиции производства. К представителям данной научной школы можно отнести Н. Сениора, Дж. Миля, Ж. Б. Сея, Ф. Бастиа.
Существуют различные методы ценообразования, которые группируются в две группы: затратные методы и маркетинговые. При затратных методах цена устанавливается на основе добавления в производственную себестоимость других расходов. Наиболее широко в мировой практике используют следующие методы формирования цены [3]:
1. на основе определения полных затрат;
2. на основе определения переменных затрат;
3. на основе анализа графика безубыточности и обеспечения целевой прибыли;
4. на основе ценности товара для покупателя;
5. на основе уровня текущих цен
На сегодняшний день, по нашему мнению, целесообразно все методы ценообразования ранжировать следующим образом:
1. Расходные методы формирования цены, основанные на расчетах расходов продавца на создание и реализацию товара;
2. Методы, ориентированные на потребителей, опирающихся на полезность и ценность товара;
3. Методы, ориентированные на конкурентов, отражающие конъюнктуру рынка;
4. Параметрические (нормативно-параметрические) методы формирования цены, основанные на соотношении цены к определенному параметру, характеризующего ценность товара аналогичного ряда или других составных частей, входящих в продукт.
Рынок и цена — категории, обусловленные товарным производством. При этом основным является рынок. Рынок — это стабильные, постоянные связи между субъектами рыночных отношений, опосредованные механизмом стоимости, товарно-ценовых отношений, ценообразования, спроса и предложения и другими составляющими сферы обращения товаров [2].
Функции цены отражают ее экономическую сущность, назначение и роль в хозяйственной ржи общества, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями и явлениями.
Учетная функция или функция определения и измерения затрат общественного труда определяются сущностью цены, как денежного определения стоимости. Цены показывают, чего стоит обществу удовлетворение его потребностей в той или иной продукции. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, контактирующих изделий на изготовление продукции, и характеризует, с какой эффективностью используется труд. В конечном итоге цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и величину прибыли.
Эту функцию цены в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к определению величины затрат. Рыночная цена может значительно отличиться от затрат. Правильное определение приведенных затрат, их общественная значимость определяется на рынке, при непосредственном соприкосновении потребителя и покупателя, интересы которых совпадают.
В учетной функции цена служит определением всех стоимостных показателей ВВП, ВНД, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирмы, а также качественных показателей рентабельности, производительности труда, фондоотдачи.
Таким образом, цена используется для определения эффективности производства, служит ориентиром принятия хозяйственных решений, важным инструментом внутренней планировки.
Сущность стимулирующей функции цены заключается в побудительном или стимулирующем ее воздействии на производство и потребление различных товаров. Цена заинтересовывает производителя величиной прибыли, в ней [3].
Таким образом, цены могут стимулировать или препятствовать выпуска и потреблению определенных товаров. Для производителей особенно важны цены, по которым они продают продукцию. С помощью цены можно стимулировать или тормозить сам процесс производства, получать НТП, сократить затраты ресурсов, улучшить качество продукции, изменить структуру производства и потребления.
Распределительная функция цены связана с отклонением от стоимости под воздействием рыночных факторов. Эта функция заключается в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении НД между отраслями хозяйства, секторами экономики, различными формами собственности, фондами накопления и потребления определенными социальными группами населения.
С помощью этой функции цены решают определенные социальные потребности населения.
С развитием рыночных отношений, предпринимательства, конкуренции эта функция цены будет усиливаться, и будет играть доминирующую роль в формировании цены на товар или услугу.
С переходом к рынку эта функция приобретает все большее развитие. Она заключается в том, что с помощью механизма цен происходит прилив капиталов в те сектора экономики и виды производства, где более высокая норма прибыли.
Все функции взаимосвязаны и взаимодействуют, а в ряде случаев вступают в противоречие. А так стимулирующая функция цены усиливает функцию сбалансирования спроса и предложения, стимулируя увеличение производства товаров, пользующихся спросом. Однако цена может играть и где стимулирующую роль (при ее снижении), что ведет к сокращению предложения товара. Это ведет к согласованию спроса и предложения в том случае, когда предложение превышает спрос.
В условиях развития рыночных отношений цена как экономический элемент приобретает все большее значение. Цена влияет на процессы регулирования пропорций в общественном производстве, от эффективности функционирования системы цен в значительной степени зависит успех социально-экономических преобразований в Российской Федерации на современном этапе ее развития [1].
Процессы ценообразования занимают центральное место в исследованиях различных научных школ, а потому широко представлены в работах известных экономистов, поскольку они, по сути, определяют стоимость продукта (услуги) в процессе меновых отношений [1].
Обеспечивая выполнение избранных целей, большинство отечественных и зарубежных предприятий в своей практике ценообразования используют основные подходы к формированию цен.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы