Сравнительное правоведение Статья Юриспруденция

Статья на тему Подходы к борьбе с международным терроризмом на международном уровне и на уровне национально-правовых систем: общее и отличительное.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Аннотация. Приведена классификация международно-правовых актов и актов национального
законодательства РФ, посвящённых противодействию терроризму, рассмотрены отдельные
особенности международно-правового и национального регулирования противодействия терроризму; проанализированы положения
ряда международных конвенций и специализированных законов, посвящённых указанной проблеме.

Ключевые слова: международный терроризм; борьба с терроризмом; контртеррористическая стратегия ООН; международная
конвенция; закон. Сегодня угроза терроризма является одной из самых
актуальных проблем, которая во многом определяет глобальную повестку дня.
Нельзя отрицать тот факт, что даже единичный случай террористического акта
несет в себе исключительную социальную опасность, поскольку является
многоцелевым преступлением, угрожающим жизни и здоровью людей, экономическим,
социальным и культурным отношениям, обостряет существующие в обществе
противоречия, демонстрируя возможность их разрешения насильственным путем.

Глобализация придает терроризму транснациональный
характер, поэтому необходимо проанализировать современное состояние
международно-правового регулирования борьбы с терроризмом, в том числе путем
классификации существующих правовых норм в зависимости от уровня международной
уголовной политики, в рамках которой применяется правовое регулирование борьбы
с терроризмом. Можно выделить три уровня[1].

Формы его проявления становятся все более
международными по характеру и масштабам деятельности. Об этом свидетельствуют
международные террористические акты, террористические действия, направленные
против правительств отдельных республик и некоторых политических групп внутри
стран. Кроме того, существует криминальный терроризм, преследующий узкие и
корыстные цели.

Террористический акт может быть совершен одним лицом
против одного или нескольких лиц или объектов. Однако международный терроризм
характеризуется не только совершением преступного деяния. Даже если преступник
действует в одиночку, нередко ответственность за преступление берет на себя
террористическая организация.

Основными субъектами международного террора сегодня
выступают радикальные политические движения, экстремистские националистические
и сепаратистские тенденции, преступные мафиозные организации, секретные службы
некоторых государств, антидемократические политические режимы тоталитарного или
полуфашистского типа.

Основными характеристиками международного терроризма
являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию.
Существует также использование террористов-смертников, угроза применения
неконвенционального оружия (ядерного, химического или бактериологического) и
рациональный подход.

В резолюции Совета Безопасности ООН 1373 от 28
сентября 2001 года отмечается "тесная связь между международным терроризмом
и транснациональной организованной преступностью, незаконным оборотом
наркотиков, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконным
перемещением ядерных, химических, биологических и других потенциально
смертоносных материалов"[2].

Сегодня терроризм стал одной из самых опасных
социально-политических и моральных проблем из-за его масштабов,
непредсказуемости и последствий. Терроризм и экстремизм в любых своих
проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут
за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают
сильное психологическое давление на большие массы людей, и тем больше гибнет
невинных людей.

Современный терроризм представлен мощными структурами,
располагающими современными средствами и технологиями, соизмеримыми с
масштабами их деятельности. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косово и Чечни
показывают, что современный терроризм способен осуществлять
диверсионно-террористические войны, вступать в крупномасштабные вооруженные
конфликты. Терроризм стал очень прибыльным бизнесом в глобальном масштабе с
развитым "рынком труда" (наемники) и применением капитала (поставки
оружия, торговля наркотиками и т.д.)[3].

Террористическая деятельность в современных условиях
характеризуется большими масштабами, отсутствием государственных границ, связью
и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями;
жесткой организационной структурой, состоящей из руководства и оперативного
звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического
обеспечения, боевых и тайных групп; строгой конспирацией и тщательным отбором
кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах;
хорошей технической оснащенностью.

Террористические организации установили тесные связи
друг с другом на идеологической, религиозной, военной, коммерческой и других
общих основаниях. Террористические группы, особенно их лидеры, во многих
случаях тесно сотрудничают друг с другом для приобретения оружия, обеспечения
прикрытия друг друга и распределения ролей и задач в своих крупномасштабных
операциях. Проводились встречи и собрания лидеров крупнейших групп,
координировалась деятельность организаций разных национальностей.

Террористические группировки активно используют
современные достижения науки и техники в своих интересах, получая широкий
доступ к информации и современным военным технологиям. Современные
информационные технологии расширяют возможности для пропаганды террористических
идей, распространения технологических приемов организации и проведения
террористических акций, а также поиска спонсоров этой деятельности.

Военная доктрина Российской Федерации включает
международный терроризм в число основных внешних угроз военной безопасности
страны и ее союзников. В нем говорится, что эта угроза не только не ослабевает,
но и усиливается в некоторых районах. Основными характерными признаками этого
особо опасного преступления являются посягательства на мирное развитие
международных отношений и основополагающие принципы международного права, угроза
жизни политических и государственных деятелей и больших масс людей, которые под
страхом смерти, страданий и материальных потерь вынуждены идти на уступки в
случае отсутствия адекватного противодействия террористическим акциям[4].

Эти действия всегда связаны с прямым умыслом
исполнителей, а также стороны, которая организует и спонсирует их из-за рубежа.
Международный терроризм нарушает как жизненно важные интересы мирового
сообщества, так и фундаментальные права и свободы отдельных людей. Его действия
всегда пронизаны нетерпимостью и жестокостью.

Общество обычно определяет терроризм на уровне эмоций:
в массовом сознании он воспринимается как ужас, посягательство на основы бытия,
козни нелюдей. Именно поэтому наиболее популярными и эффективными методами террора
сегодня являются насилие не над представителями власти, а над мирными и
беззащитными людьми, не имеющими отношения к "мишени" террора, с
обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ
общественному мнению и через него, как механизм передачи, национальным лидерам.

Тщательный анализ причин возникновения проблемы и
условий, в которых она решается, позволяет прогнозировать, что агрессивность,
организационно-тактический потенциал и профессиональный уровень международного
терроризма будут продолжать возрастать в связи с приобретением опыта проведения
масштабных и дерзких акций, совершенствованием специальной подготовки
террористов за счет активного использования наемников, тесной связи
политико-террористических структур с преступными сообществами и использования
ими других форм политической и идеологической поддержки. Пропагандистским
прикрытием этих действий станет широкое распространение лозунгов
национально-освободительной борьбы против этнической и псевдодемократической
имперской политики[5].

Примерами таких документов являются Конвенции о борьбе
с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970), против незаконных актов,
направленных против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971), о
предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной
защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН, 1973), против захвата
заложников (Нью-Йорк, 1979) и некоторые другие.

Основой правовой базы борьбы со всеми формами
экстремизма и терроризма является Конституция Российской Федерации, которая
запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую,
национальную или религиозную ненависть или вражду, а также создание и
деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, возбуждение социальной и религиозной ненависти или вражды.

Основания и порядок привлечения к ответственности за
экстремистскую деятельность политических партий, общественных (религиозных)
объединений, средств массовой информации, иных организаций, а также должностных
лиц и граждан определяются законами, регулирующими деятельность политических партий,
общественных и религиозных объединений, а также Кодексом об административных
правонарушениях, Гражданским процессуальным кодексом и другими законами.

Так, соответствующие статьи Уголовного кодекса
содержат положения, которые при определенных обстоятельствах могут быть
применены для борьбы с крайними проявлениями экстремизма (статьи 208, 210, 212,
212, 214, 239, 280, 282, 354 УК РФ и др.)[6]

Федеральный закон "О противодействии
терроризму" определяет правовые и организационные основы противодействия
терроризму в Российской Федерации, порядок координации деятельности
государственных органов и общественных объединений, участвующих в
противодействии терроризму, ответственность организаций за террористическую
деятельность.

Федеральный закон "О противодействии
экстремистской деятельности" закрепляет основные положения государственной
политики в области противодействия всем формам экстремистской деятельности,
устанавливает меры наказания за ее осуществление и предусматривает ряд
профилактических мер по предупреждению экстремистских действий.

Это, в частности, вынесение письменного предупреждения
о недопустимости экстремистской деятельности; приостановление деятельности
общественного (религиозного) объединения, если оно осуществляет экстремистскую
деятельность, причиняющую вред личности, обществу или государству либо
создающую реальную угрозу причинения такого вреда, до рассмотрения судом
заявления о его ликвидации (запрете); вынесение предупреждения руководителям
политических партий и общественных (религиозных) объединений; вынесение

Федеральный закон "О свободе совести и о
религиозных объединениях", регулирующий правоотношения в области прав
человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также
правовой статус религиозных объединений, определяет важнейшие основания для
ликвидации религиозной организации и запрета деятельности религиозных
объединений в случае нарушения ими законодательства[7].

С 2006 года законодательство о борьбе с терроризмом претерпело
значительные изменения:

1. Ратификация Конвенции Совета Европы о
предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 года), которая обязывает каждую
из присоединившихся сторон криминализировать такие действия, как публичное
подстрекательство к совершению террористической деятельности, участие в террористической
деятельности или подготовка лица к совершению террористических преступлений.

2. был принят Федеральный закон от 06.03.2006 N35-ФЗ
"О противодействии терроризму", в котором сформулированы новые
подходы к определению понятия "терроризм"[8].

В Федеральном законе "О противодействии
терроризму" законодатель дал определение терроризма, перечислив конкретные
формы деяний, включая акты терроризма (статья 205 УК РФ), посягательство на
жизнь государственного или общественного деятеля (статья 277 УК РФ) и посягательство
на лицо или учреждение, пользующееся международной защитой (статья 360 УК РФ)[9].

В новом Федеральном законе "О противодействии
терроризму" законодатель отказался от списочного подхода, определив
терроризм как идеологию насилия и практику воздействия на принятие решений
органами государственной власти, органами местного самоуправления или
международными организациями, сопряженную с запугиванием населения и (или)
иными формами противоправного насилия (ст. 3)[10].

В заключение следует отметить, что национальное
антитеррористическое законодательство для более устойчивого воздействия на
общество опирается на положения международных конвенций. Безусловно, на
международном уровне закрепленные нормы имеют большое значение для
регулирования проблемы терроризма, носят даже более рекомендательный характер
для стран-участниц международных договоров, но именно через закрепление на
национальном уровне можно достичь более полного и качественного результата в
борьбе с незаконным явлением терроризма. [1]
Горбунов
Ю.С. Основные этапы договорно-правового регулирования международного
сотрудничества государств в противодействии терроризму // Журнал зарубежного
законодательства и сравнительного правоведения. — 2018. — №3.
— С. 90 [2]
Горбунов
Ю.С. Основные этапы договорно-правового регулирования международного
сотрудничества государств в противодействии терроризму // Журнал зарубежного
законодательства и сравнительного правоведения. — 2018. — №3.
— С. 91 [3] Кузнецов А.П., Изосимов С.В.
Гармонизация российской и зарубежной уголовно-правовых систем по
противодействию международному терроризму: теоретико-прикладной аспект //
Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы
гармонизации: Сб.ст. / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2013. -283 с. [4] Кузнецов А.П., Изосимов С.В.
Гармонизация российской и зарубежной уголовно-правовых систем по
противодействию международному терроризму: теоретико-прикладной аспект //
Российская и европейская правозащитные системы: соотношение и проблемы
гармонизации: Сб.ст. / Под ред. В.М. Баранова. — Н. Новгород, 2013. -283 с. [5] Тарбагаев А.Н. Проблемы
уголовно-правовой квалификации терроризма // Криминологический журнал
Байкальского государственного университета экономики и права. — 2013. — № 1. — С. 105 [6] Уголовный кодекс Российской
Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [7] Тарбагаев А.Н. Проблемы
уголовно-правовой квалификации терроризма // Криминологический журнал
Байкальского государственного университета экономики и права. — 2013. — № 1. — С. 106 [8] О противодействии терроризму:
[федеральный закон от 06 марта 2006 г. №
35: по состоянию на 6 июля 2016 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2006. —

11. — Ст. 1146. [9] Борисов С.С. Преступления
экстремистской направленности: проблемы законодательства и правоприменения: автореф.
дис. … д-ра юрид. наук / С.С. Борисов. — М., 2012. -44 с. [10] О противодействии терроризму:
[федеральный закон от 06 марта 2006 г. №
35: по состоянию на 6 июля 2016 г.]. // Собрание законодательства РФ. — 2006. —

11. — Ст. 1146.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы