Хореография Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Подготовить материал о хореографии Бежаре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ ПОИСКОВ МОРИСА БЕЖАРА

В статье рассмотрены основные характеристики хореографической деятельности известного французского балетмейстера Мориса Бежара. Отмечен вклад М. Бежара в развитие современного балета. Подчеркнуто влияние хореографа на восстановление интереса к балетному искусству, выделены параметры взаимодействия классической и постмодернистской составляющей в балете Мориса Бежара.
Ключевые слова: хореография, балетмейстер, балет, модерн, новаторство

Для европейского балета семидесятых-восьмидесятых годов двадцатого века было характерно наличие связи с авангардистскими концепциями. При этом хореографы стремились к тому, чтобы развивать новые стили движения, акцентировали свое внимание на выразительных средствах и ценностях, которые преимущественно были абстрактными. Для данной культуры во многом было характерно повторение американской модернистской модели, которая создавала бесконечную цепь, представленную новыми индивидуальными стилями. Однако, хореографы, будучи представителями определенных стран, стремились к донесению до своей аудитории некой особой статистики.
В девяностых годах произошла некоторая смена былых акцентов, сопровождавшаяся развенчанием принципа автономности, как и понятия, связанного с национальной самобытностью. В наше время поколения не настолько разграничены и отдалены друг от друга, как ранее, а для культурных корней хореографов характерна тесная переплетенность. Проекты, которые реализуются на мировых сценах, ориентируются не столько на то, чтобы представить на суд публики некий «новый взгляд», сколько на то, чтобы новая индивидуальность, являющаяся носителем собственных деклараций, была успешно включена в уже созданное пространство искусства. Во многом происходит слияние «голосов» хореографов с «голосами» танцовщиков, что, в свою очередь, сочетается с возрождением интереса к реконструкции, который, впрочем, зачастую является стремлением к созданию римейка или повторному использованию того, что безнадежно стало прошлым.
Балет конца двадцатого века, видным представителем которого был Морис Бежар, определенным образом подводит итоги всего культурного пути человечества. Хореографы ставят перед собой и зрителем вопрос: в каком виде будет существовать культура в целом и будет ли она существовать вообще.
Постановка проблемы заключается в том, что современное искусство, в частности, хореография, развивается и приобретает новые формы. Но не нужно забывать о первоначальной эстетике и красоте тела, которая раскрывается благодаря классическому танцу. Именно данное исследование раскрывает то, что синтез классического танца, который характеризуется четкостью, красотой, изяществом, игра традиции и постмодерна в танце, который включает в себя авангардистские эксперименты, перформансы и глубину идеи, дает лучший результат восприятия спектакля. Академический и современный танец должны дополнять друг друга, сталкиваться и, будучи составными частями искусства танца, обогащать общее развитие хореографического искусства.
Деятельность Мориса Бежара на ниве хореографического искусства может быть названа реформаторской, хотя одного определения вряд ли будет достаточно, чтобы передать весь масштаб личности Бежара для французской и мировой хореографии. Критика более преуспела в характеристиках деятельности М. Бежара, присвоив ему звания «хореографа-философа», «парадоксалиста», «мистификатора» и «скандалиста». Сам же Бежар предпочитает определять себя как путешественника, ищущего вдохновение в истории различных видов искусства – живописи и архитектуры, литературы и музыки. Танец для Мориса Бежара, по его же словам, представляет смысл жизни хореографа, несмотря на то, что внешне это действо может длиться не более мгновения. «Ничего не поделаешь, – говорит Бежар, — обратив танец в смысл своей жизни, я принял его всерьез, хотя понимаю, что это лишь мгновение в жизни другого. Но пока танец живет как обряд одновременно и сакральный и человеческий – он выполняет свою функцию. А, будучи преобразованным в забаву, перестает существовать» .
Для того, чтобы до конца осознать законы, которыми руководствовался в своем творчестве Морис Бежар, необходимо осознать то значение, которое присуще танцу в системе философии его балета. Балетмейстер-философ рассматривает танец в качестве проявления сакрального знания, возводит его в масштаб религиозного культа, ритуала, священнодействия. Сам Морис Бежар утверждал о необходимости нового открытия общечеловеческой сущности танца, дабы преодолеть разрыв с его религиозными корнями, таким образом способствуя оживлению универсальной хореографической традиции .
Хореограф использует танец как своеобразный язык, в котором «говорят» мышцы и тело. И данное художественное высказывание порой может «сказать» о жизненных процессах значительно больше, чем обычный человеческий язык.
Труппа Бежара получила громкое название – «Балет ХХ века». Следовательно, ее участники не только позиционировали себя как представители современного балета, но и благодаря харизме своего руководителя фактически утверждали, что они являются единственными истинными представителями этого вида искусства. Сам Бежар полагал, что балет в ХХ веке незаслуженно был отодвинут на вторые роли развлечениями нового века – спортом и кино. По мнению же великого хореографа, танец способен как предложить набор уникальных спортивных номеров, так и предоставить зрителям эмоциональное потрясение, представ перед ними по-настоящему образным зрелищем, ведь для зрителя самое главное – это наличие образов, эмоций, лиризма. Именно танцевальное искусство способно к соединению эстетического наслаждения с эмоциональным, поскольку несет в себе минимум того, что отягощает просмотр – объяснений и фабулы, в то же время являясь неистощимым источником чувств. И, что характерно, Бежару удалось вернуть доверие зрителя к танцевальному театру после пережитого тем кризиса, развенчав мифы о нем как о явлении безвозвратно устаревшем и отставшем от потребностей аудитории . Осознание необходимости использования иных форм позволило расширить систему координат европейского балета, что способствовало его возрождению как актуального искусства
Бежар не желает уйти в вневременную область чистого духа. Он – художник, который живет здесь и сейчас, ему необходим непосредственный контакт с аудиторией, ее признание, поэтому он пытается сделать свою речь живой и понятной сегодняшнему зрителю. «Спасает, в конце концов контраст или, если угодно, шок. Мы подвержены дремоте, но порой именно в шоковых ситуациях нам открывается истина. Человек развивается не сам по себе, он приближается к смыслу жизни только благодаря переживаемому им непрерывному шоку. Человек растет благодаря шоку. Благодаря шоку, он становится умным или глупым», – так объясняет сам Бежар природу приемов, которые организуют представление, что давно стали его натурой, или, вернее, являются проекцией его натуры .
Внешне порывая с эстетикой классического балета, Бежар пересматривает и его драматургические законы. Драматургия его спектаклей – это драматургия философских обобщений и образов, парадоксов и противопоставлений. Его драматургия – это пластическая разработка первоначальной идеи. Из этой же идеи исходит его концепция оформления спектаклей.
Многоэтажное здание спектаклей Мориса Бежара базировалось на контрастах света, декораций, костюмов, грима, самой хореографии, также часто он использовал маски. Его костюмы и декорации, в отличие от канонов оформления балетной сцены, были направлены не на привлечение внимания зрителя, не использовались для его развлечения. Все в его спектаклях направлено на раскрытие основной идеи, порой весьма сложной, и синтез искусств в его театре действительно выходит на уровень синтеза, а не демонстрации с наиболее выигрышной стороны каждого вида искусства .
Особенность Бежара как балетмейстера заключается в том, что, как правило, в его спектаклях социальная, философская, религиозная, психологическая проблема диктует способы ее выражения, форму, пластический язык. Закономерным следствием его режиссерского (в меньшей степени балетмейстерского в нашем понимании склада) видения является субъективное прочтение музыки, которую он подчиняет логике собственного мнения, потоку собственных ассоциаций, не всегда заботясь об отражении логики музыкального произведения.
Триумф жизни – это слово описывает сценическую жизнь Бежара, скрывая под своей красотой годы тяжелого труда, поисков, борьбы, непростой биографии. Бежар был неутомим. Он не прекращал работать ни на один день. «Мои слова – словарь тела, моя грамматика – грамматика танца, моя бумага – сцена. Я ставил балеты. Каждое из моих произведений – вокзал, где делает остановку поезд, в который меня посадили. Время от времени проходит контроллер, я спрашиваю у него, во сколько мы прибываем – он не знает. Путешествие очень продолжительное. Меняются спутники в купе. Много времени я провожу в коридоре, прижав лоб к стеклу. Я впитываю в себя пейзажи, деревья, людей …» – писал Бежар .
Большинство своих мыслей, идей, эмоций, переживаний Морис Бежар описал в своей книге-мемуарах. Многие из этих описанных мыслей отражены в его хореографии и в его работах. Он описывает в этой книге свои основные принципы жизни: это то, что любовь дает радость жизни. Надо учиться любить с раннего детства до старости, это — дар, который дается не всем, но возможно хотя бы прикоснуться к нему.
Все свое творчество Бежар посвятил созданию уникального танцевального языка, считая, что «классика – основа любого поиска, современность – гарантия жизненности будущего, традиционные танцы различных народностей – хлеб насущный хореографических поисков» .
Одной из самых известных работ является «Балет во имя жизни»– постановка, созданная Морисом Бежаром в 1997 году. Спектакль рассказывает о непростых судьбах двух людей – Фредди Меркьюри, солиста группы Queen, и Хорхе Донна, бывшего солиста Бежара, одного из выдающихся танцовщиков ХХ века. Хотя они и были совершенно разными людьми и личностями, их объединяла невероятная страсть к жизни.
«Балет во имя жизни» крайне эмоциональная работа. Оригинальные записи группы Queen, составляющая музыкальной основы действа, переплетенные с произведениями Моцарта. «Мои балеты в основном поставлены на музыку, совмещенную с жизнью, смертью, любовью, с людьми, чья работа и жизнь невероятно поражают меня, как танцовщика, которым мне уже не суждено стать, которые воспроизводят своих персонажей лучше своих возможностей» .
Наиболее масштабной работой является балет на музыку 9-й симфонии Бетховена. Этот балет является отражением всего триумфа человека, единства ее с песней и танцем, а музыка Бетховена усиливает эффект, и это в совокупности вызвало дух танца, каким его видел Морис Бежар: искусство двигаться и удивлять, которое преодолевает любые границы, будь то географические или культурные.
Симфония № 9 – это настоящий «танцевальный концерт». По словам Мориса Бежара, он «изображает глубокое человеческое участие в шедевре, который принадлежит всему человечеству: игра, пение и танец задействованы в его исполнении» .
Две труппы Бежара – первая называлась «Балет ХХ века» и много лет существовала в Брюсселе, вторая до сих пор работает в Лозанне — собирали лучших исполнителей Европы. Творческая связь Бежара с Хорхе Донном, одним из лучших танцовщиков мира, которого Бежар, можно сказать, сформировал и создал, дал импульс стольким выдающимся спектаклям, чего многим хореографам и танцовщикам хватило бы на несколько жизней.
Бежар всегда был непредсказуем, объединяя в единое целое танец, слово и пышную, почти барочную театрализацию действия. И каждый раз зрителей поражал результат: он мог быть феерическим и торжественным, а мог неожиданно поразить глубоким психологизмом и утонченной лирикой. Сын марсельского профессора философии, Бежар и сам был философом. И еще культурологом, который вместо монографий ставил балеты, в которых культуры всех народов и континентов собирались для дружеской беседы.
Бежар делал представления о Французской революции и жизни средневекового поэта Петрарки, о Ницше Заратустры и изобретателях кинематографа братьях Люмьер. А еще размышлял в танце о матери Терезе и Фредди Меркьюри. В балете о Меркьюри «Дом священника» Бежар всегда выходил на сцену со своими артистами и под звуки песни «Show must go on», подняв вверх кулак, из глубины сцены наступал на публику.
Он сделал для балета очень много. Прежде всего — создал для него репутацию современного искусства, которое умеет говорить с человеком наших дней на адекватном языке. Чувствуя балет как непрерывную эволюцию — от классического танца до модерна, от модерна к чему-то еще, новому и неизведанному, Бежар лишил классический танец чувства неполноценности рядом с «актуальным» искусством, которое процветало в современной живописи или архитектуре.
Эстетических запретов для мастера не было, как и «небалетных» тем. В его версии «Щелкунчика» действовали персонажи с детства Бежара до любимой карусели и любимого кота. Он вообще до последних дней оставался большим ребенком, несмотря на вполне взрослые особенности существования в профессии и в личной жизни.
Только Бежар – с его мифологическим и эпическим мышлением – мог перевести в танец многочасовую эпопею по Вагнеру, отплясать все «Кольцо Нибелунгов». Только Бежар, который умел быть и чрезвычайно деликатным, камерным, смог поставить очень интимный балет «Пиано-бар» для позднего Михаила Барышникова – воспоминание великого танцовщика о женщине, которую любил.
Анализируя в целом все достижения Мориса Бежара, можно проследить его жизнеутверждающие идеи, которые освещены в той или иной степени. Его стиль неповторим. Недаром представления, созданные им, вызывают овации у всех, кто просматривает их. Этот авторский стиль хореографа никто не в силах повторить, хоть и многие спектакли создавались по мотивам тех эмоций, которые переполняли людей после просмотра спектаклей этого выдающегося мастера, но повторить этот стиль никому не удавалось. Драматургия его спектаклей – это драматургия философских обобщений, основанных на размышлениях о жизни, мире, покое и красоте.
Итак, суммируя всю творческую деятельность Мориса Бежара, его жизненные принципы, его достижения, его творческий путь, следует с уверенностью сказать, что он – один из крупнейших хореографов XX века. Его новаторские постановки вошли в историю мирового балета. Недаром о нем самом написано десятки тысяч эссе – взвешенных и расчетливых о том, кто сам себя называл «кипящим котлом танца».
За свою жизнь Бежар поставил более ста балетов, десять оперных спектаклей, написал несколько пьес, пять книг, снимал кино — и видеофильмы. Наиболее известные из его книг две – «Жизнь и Смерть» и «Судьба личности». Морис Бежар был философом танца, писателем танца, а его представления и танцоры служили для него зеркалами его внутреннего мира, переводчиками его мыслей с помощью танца.
Учитывая актуальность и активное развитие современного хореографического искусства, заинтересованность творчеством Мориса Бежара со стороны молодых хореографов и балетмейстеров требует дальнейшего исследования и изучения. Возможные дальнейшие исследования связаны с рассмотрением принципов хореографии постмодерна и именно авторского стиля Мориса Бежара на примере других балетных спектаклей и танцевальных произведений, расширяющих представление о указанной проблематике в контексте хореографического искусства.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы