Статья на тему Педагогические условия формирования читательской компетентности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Задержкой психического
развития (ЗПР) принято считать нарушение нормального темпа психического
развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает
оставаться в отчасти кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка»
подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем
временный характер отставания, который при правильно организованной работе
может быть исправлен.
Условия в педагогике чаще всего понимают как факторы,
обстоятельства, совокупность мер, от которых зависит эффективность функционирования
педагогической системы [2,с.48].
Читательская компетентность — это
сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному
осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги [5,с.123].
При работе педагог должен учитывать, что дети с ЗПР имеют ряд психолого-физиологических
особенностей. Одна из которых – быстрое утомление в процессе занятий. В данной
группе детей необходимо переключатся от одного вида занятий к другому. Занятия по своей природе должны быть разнообразными.
Рекомендуется: использование красочных дополнительных и дидактических
материалов; при общении с ребёнком использовать мягкий, доброжелательный
тон, систему поощрений. Также важно
включение в работу и специальной коррекционной работы.
Для того чтобы у детей младшего школьного с ЗПР сформировалась читательская компетентность важно особое внимание уделить формированию
мотивационной готовности к овладению чтением. Исследователи приходят
к выводу, что современные школьники недостаточно интересуются учебной деятельностью, и чтение часто для них
— малопривлекательный способ проведения досуга. Данное положение усугубляется в отношении
детей с ЗПР. У этой группы учащихся общие
тенденции с нормально развивающимися детьми в их интересах и увлечениях.
Формирование мотивационной готовности к овладению чтением способствует
включению детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в
учебный процесс.
Эффективность
формирования мотивационной готовности к овладению чтением поможет обеспечить этапность и систематичность работы. Включают в
педагогический процесс развитие умения выделять необходимую книгу из ряда
других, полно отвечать на вопросы относительно сюжета произведения; обучение
пониманию смысла прочитанного, освоение умения передавать свои впечатления о
произведении, выполнение коррекционно-развивающих заданий репродуктивного
характера по сюжету произведения; расширение представлений учащихся о многообразии
тем и жанров произведений, обучение подбору книг по заданной теме, выполнение
коррекционно-развивающих заданий творческого характера [6,с.83].
При формировании
читательской компетентности у младших школьников рационально включать в работу информационно-коммуникационные технологии (ИКТ),
которые помогут:
—
оптимизировать процессы обучения;
—
сформировать высокую степень мотивации;
— повысить
интерес к литературному чтению (конкретной
книге);
— наглядно
продемонстрировать преимущества литературы.
Мотивировать
детей на изучение литературных произведений помогут виртуальные экскурсии,
иллюстрации к книгам. Впоследствии, заинтересовавшись, ребёнок переключит уже
внимание и на содержание произведения. ИКТ используются когда: объясняется новый материал (пояснения по содержанию определенной
художественной литературы); происходит само
знакомство с книгой; закрепляется
прочитанное.
Педагог в работе
включает ряд методов, способствующих формированию
читательской компетентности у детей:
Словесный метод. Чтение вслух произведений, в последствие
вопросы по содержанию, беседа, обсуждение, пересказ, заучивание наизусть.