Статья на тему Особенности социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Особенности
социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении Есть разные люди: есть слишком простые
И есть слишком сложные на Земле,
Есть инвалиды, есть очень больные,
Есть те, у которых не сладко в семье.
И им подарить и тепло, и заботу
Не каждый захочет, не каждый поймет.
А соцпедагог, выполняя работу,
На помощь в любую минуту придет…
(Автор неизвестен) Данная профессия появилась совсем недавно, а потому
ее смысл понятен далеко не всем. Социальный педагог занимается созданием
«правильных» условий для развития учащихся, защищает права детей, помогает
наладить отношения семьи со школой, организует работу учителей, помогает
повысить успеваемость детей и многое другое.
До нынешнего момента функции социального педагога
отчасти выполнялись преподавателями или классными руководителями. В сложных или
нестандартных случаях работали штатные или приглашенные психологи.
В основном, должность социального педагога
присутствует в:
— школах;
— детских садах;
— социальных службах;
— приютах и учреждениях, работающих с
несовершеннолетними.
Изменение жизни и экономики, развитие технологий,
обострение социальных и политических противоречий создало необходимость менять
устройство государственного воспитания и обучения детей. Профессия социального
педагога появилась в России примерно в 2000-х годах и к нынешнему времени
прижилась [2].
Работа социального педагога в школе — важная часть
социальной работы, которая позволяет активизировать ресурсы, позволяющие
раскрыть и эффективно использовать творческий потенциал не только обучающегося,
но и всего педагогического коллектива. Социальный педагог выполняет очень
важную функцию — развитие личности, включая ее социализацию, активизируя также
духовно-нравственное и художественное развитие, профессиональное
самоопределение школьников. Главная цель работы социального педагога — создание
в социуме условий (социально-экологических, психологических,
социально-медицинских) для формирования способности школьников к социальному
функционированию, для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка.
Социальный педагог призван объединять усилия семьи, образовательного
учреждения, общественности для оказания помощи в реализации учебной и
внешкольной программ. Социальная педагогика ориентирована в основном на работу
с детьми и семьей, но с уклоном в область реализации инициатив, навыков и
умений работы с передовым учебным материалом и инновационными технологиями
обучения. Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальный педагог в
системе сопровождения ФГОС предназначен для организации активного
сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей
между собой, так и внешних социальных структур для развития
общеобразовательного учреждения. В условиях реализации ФГОС новое качество
работы социального педагога должно быть связано с процессом «социального
сопровождения» [4].
Инструментарием социального педагога является не что
иное, как рабочий стол. Использование такого понятия обуславливается
определением понятия инструментарий в профессиональной деятельности
специалиста.
Под инструментарием направленным на
психолого-педагогическое обеспечение работы специалистов в образовательном
учреждении подразумевают наличие структурированной совокупности технологических
приемов и информационных баз профессиональной деятельности специалиста.
Чтобы определить содержательную часть инструментария
необходимо определить основные функции, которые носит профессиональная
деятельность социального педагога, среди которых необходимо выделить:
диагностическую;
организационную – организует социально-педагогическую
деятельность для всех субъектов, которые связаны образовательным процессом в
воспитательных (коррекционных) целях, для того, чтобы определиться с
профессией, трудоустройством и адаптацией, досугом, деятельностью подросткового
и молодежного объединения; чтобы подготовить к семейной жизни; также чтобы
осуществить взаимодействие с медицинскими, образовательными, культурными,
спортивными, правовыми учреждениями, обществами и благотворительными организациями
в социально-педагогической деятельности;
прогностико-проектировочную;
управленческую;
координационную.
В ряд первичных задач, которые решает социальный
педагог организуя инструментарий:
изучить нормативные документы регламентирующие
деятельность образовательного учреждения, социально-педагогических служб и
должностные обязанности социального педагога;
непосредственно ознакомиться с процессами организации
и функционирования образовательного учреждения, его основные направления и
формы деятельности:
— воспитательную
— учебную
— организационную
— управленческую
— исследовательскую;
изучить, как осуществляется планирование и контроль
социально-педагогической работы на уровне управленческих структур в городской
или районной социально-педагогической службе;
ознакомиться как работают соответствующие
подразделения в системе управления образованием, молодежной политикой и другими
отдельными службами;
ознакомиться какие формы и методы используют, проводя
социально-педагогическую диагностику:
— в образовательном учреждении
— в ученическом и педагогическом коллективах
— в социальной среде образовательных учреждений
— условия жизнедеятельности субъектов
образовательного процесса;
изучить накопленный эмпирический материал, который
был получен при проведении диагностических мероприятий;
участвовать когда проводится индивидуальная и
групповая социально-педагогическая работа с обучающимися, родителями,
педагогами, во время консилиума в области социально-педагогических аспектов в
образовании, воспитании и самовоспитании;
изучать положительный опыт социально-педагогической
деятельности и использовать его на практике;
ознакомиться с профессиональной деятельностью других
специалистов в образовательном учреждении, которые в работе используют контакты
с социальными педагогами.
Среди базовых проблем, с которыми сталкивается
образование и воспитание, и которые обуславливают основное направление
социально-педагогической деятельности в образовательном учреждении являются
следующие:
реализовать правовой статус обучающегося, который
является гражданином, чтобы он осознал это;
развивать индивидуальные особенности детей, с целью
дальнейшего прогнозирования их социально-ролевой функции и подготавливать их к
будущей взрослой жизни;
осуществлять первичную социализацию при формировании
какой-либо детской и молодежной группы или организации;
осуществлять проведение профориентационной работы с
различными категориями обучающихся, включая тех, которые имеют отклонения в
развитии;
привлекать обучающихся к трудовой производственной
деятельности;
способствовать снятию социально-педагогической
напряженности на уровне класса, коллектива, группы, школы;
способствовать формированию коллективов в начальной
школе;
способствовать формированию поведенческой стилистики
обучающихся;
контролировать то, насколько включаются родители в
социально-педагогический процесс в классе, в школе;
урегулировать возникающие сложности в тот период,
когда дети покидают начальную школу и попадают в среднюю;
изучать и при необходимости корректировать
поведенческие особенности обучающихся 6-7 классов в самом начале обучения;
способствовать мотивации и адаптации обучающихся;
рассматривать и по мере возможности решать проблемы и
трудности адаптационно-интегративного характера у обучающихся в старших
классах;
контролировать в каких условиях происходит адаптация
детей, которые остались без попечения родителей среди остальных обучающихся;
способствовать социокультурной роли образовательного
учреждения на районном уровне;
проводить социально-педагогическую паспортизацию
образовательного учреждения;
изучать, как протекает социализация обучающихся в
образовательном учреждении;
изучить характерные черты досуговой деятельности
обучающихся;
разобраться с проблемами, которые могут возникнуть
при школьном самоуправлении;
рассмотреть социальные ценности обучающихся и
особенности ценностной ориентации на структурном уровне;
заниматься курированием рекреационных процессов в
образовательном учреждении;
формировать гражданскую позицию у обучающихся старших
классов как направление политической социализации;
формировать социальную активность обучающихся;
заниматься профилактикой наркомании среди
обучающихся;
заниматься решением социально-педагогических проблем
связанных с формированием ценностной ориентации обучающихся в старших классах;
заниматься социально-педагогическими процессами в
формировании школьного коллектива;
заниматься повышением социально-педагогической
эффективности внеучебной занятости обучающихся;
проводить внеклассную работу и изучать как она влияет
на социализацию обучающихся;
заниматься активизацией роли семьи при формировании
отношения обучающихся к таким аспектам как учеба и труд.
Наличие и разрешение подобных проблем способствуют
созданию представлений о том, какую направленность должен иметь
профессиональный поиск социального педагога.
Организация внешних связей социального педагога
Чтобы работа социального педагога была эффективно
организована, необходимо располагать достаточной информацией, о различных
учреждениях с социально-педагогическим, психологическим, медицинским и
социальным профилем на региональном и муниципальном уровне.
Чтобы оптимизировать свою деятельность социальному
педагогу необходимо:
четко разбираться в структуре объективных
потребностей, чтобы реализовать социально-педагогическую деятельность в
образовательном учреждении;
должен знать особенности муниципальной
социально-педагогической концепции;
ему необходимо выяснить характер требований
относительно задач и характер работы социального педагога;
необходимо иметь знания о принятой оценочной системе,
о том насколько эффективна социально-педагогическая деятельность в
образовательном учреждении;
должен знать модели, по которым работают другие
социальные педагоги в сторонних образовательных учреждениях;
изучить структуру, по которой функционирует и
происходит управление на уровне социально-педагогической системы районного
центра;
необходимо заняться определением места
образовательного учреждения на общей городской карте социально-педагогической
направленности.
Ниже представлена методология согласно которой можно
решить социально-педагогическую проблему:
1. Определить социально-педагогическую проблему:
— содержательную часть проблемы
— наличие характерных внешних признаков проблемы
— типологию и на каком уровне находится проблема
(воспитательного, исправительного, коррекционного, индивидуального и т.д.)
— определить какого характера проблема
(информационного, поведенческого, управленческого и т.д.);
2. Проведение ситуационного анализа
— описать социально-педагогическую ситуацию,
первопричину проблем
— выявить организационную структуру, которая
выступает мотиватором проблемы
— изучить наличие типовых отношений, которые
сформировались на уровне образовательного учреждения и при взаимодействии
субъектов в данной ситуации
— описать полученные результаты: информацию,
концепцию, план, по которому будет проведен социально-педагогический анализ и
т.д.
— необходимо наличие профессионального понимания
сложившихся социально-педагогических проблем
— определить предел действия проблем, в котором будет
осуществлять свои действия социальный педагог и другие специалисты, а также
формы и способы взаимодействия;
3. Определить социально-педагогическую стратегию –
подготовить программу и рабочий план деятельности:
— определить объект и предмет
— определить цель и задачи
— определить содержание деятельности
— выработать показатели и оценочные критерии
— разработать инструментарий для
социально-педагогической работы
— описать и обосновать методику сбора первичной
социально-педагогической информации
— разработать логическую схему, чтобы
проанализировать полученные данные, определить перспективы
социально-педагогической работы
— разработать рабочий план;
4. Разработать рекомендации, чтобы реализовать
практическую деятельность;
5. Описать ход и результаты социально-педагогической
работы:
— необходимо сделать основные выводы относительно
поставленных задач, которые характеризуют то, в каком состоянии находится
социально-педагогическая проблема
— необходимо сделать выводы о том, насколько готов
социальный педагог принять участие в решении проблемы (понимает значимость
проблем, необходимость ее решения, желание принимать участие, насколько уверен
в собственных силах, насколько понимает причину проблемных ситуаций, как
оценивает проблему, наличие опыта, предложений и прогнозов для ее решения)
— оценить реальность и значимость проблем
— делает выводы о возможном применении типовой
технологии, чтобы разрешить социально-педагогическую проблему либо разработать
новый оригинальный проект
— обосновать и распланировать деятельность
социального педагога в разрешении проблем
6. Разработать социально-педагогическую технологию:
— уточнить по итогу исследования
социально-педагогический заказ
— детализировать проблему
— определить причины проблемных ситуаций
— определить действующие и нейтральные факторы
— определить педагогический и
социально-психологический фон деятельности
— разработать концептуальные основы, чтобы разрешить
проблему
— разработать возможные пути, чтобы решить проблему
— обосновать выбор способа решения
социально-педагогических проблем;
реализовать социально-педагогический проект
В процессе своей профессиональной деятельности
социальным педагогом используются ряд проектировочных методов:
— социально-педагогического конструирования – мыслительного
построения вариантов решения проблем с использованием педагогических средств
— социально-педагогического моделирования –
многовариантного конструирования с возможным развитием в
социально-педагогическом аспекте
— социального проектирования – обоснованного
конструирования
— социально-педагогической технологии – подготовки
реализовать на практике программу, который предусматривает возможное достижение
целей.
Технология психологической профилактики, психологической
поддержки проблем учащихся.
Во время психолого-педагогической профилактики
осуществляется работа, направленная на предупреждение возможных неблагополучных
факторов психического и физического развития детей, создавая
психолого-педагогические условия, которые максимально благоприятны для
развития. Что обусловлено ответственностью во время соблюдения
психолого-педагогических условий направленных на полноценное развитие и
личностное формирование детей на всех возрастных этапах. Необходимость
своевременного выявления некоторых личностных особенностей у ребенка,
способствующие развитию сложностей, отклонений умственного развития,
эмоционального развития, его поведенческие и коммуникативные особенности.
Предупреждать возможные осложнения, которые могут возникнуть при переходе на
следующий возрастной этап.
Выделяют несколько уровней психолого-педагогических
ситуаций:
первичную профилактику:
— состоит из работы с детьми, которые страдают от
эмоционального, поведенческого и учебного расстройства.
— проявлять заботу о том, какое
психолого-педагогическое здоровье, психические ресурсы имеют обучающиеся;
вторичную профилактику:
— работа с детьми группы риска, у которых
расстройства начались
— раннее выявление трудностей в учении и поведении
задача: преодолеть эти трудности до того, как дети
станут социально и эмоционально неуправляемыми.
Вторичная профилактика включает консультации с
родителями и педагогами; обучение их стратегии преодоления различных
трудностей;
третичная профилактика – этапы:
— концентрация на детях с ярко выраженными
поведенческими и учебными проблемами
— коррекция и преодоление серьезных
психолого-педагогических проблем.
Социальный педагог – ключевая фигура в школе,
призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи
ребёнку.
Проблема развития социальной педагогики в России
очень актуальна. Официально профессия «социальный педагог» появилась в нашей
стране лишь около десяти лет назад.
В настоящее время для введения ставок социальных
педагогов в штатное расписание имеется необходимая нормативная база. В
соответствии со статьёй 55 закона «Об образовании» ставка социального педагога
– организатора, как и социального педагога, составляет 36 часов педагогической
работы в неделю. Отпуск 36 рабочих дней или 42 календарных дня (Постановление
Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. № 1052) [2].