ГМУ Статья Экономические науки

Статья на тему Особенности прохождения государственной гражданской службы в органах исполнительной власти г. Москвы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Государственная служба в Российской Федерации занимает значимое место в осуществлении задач и функций государственной власти, она является непременным атрибутом образования российской государственности.
В настоящее время понятие государственной службы сформулировано в статье 1 Федерального закона от 27.05.2003 г. № 58-ФЗ [1; С. 2], но многие авторы понятие государственной службы трактуют по-своему. Например, Г.М. Шамарова и Н.М. Куршиева определяют государственную службу как профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти в соответствии с нормативно-правовыми актами» [5; С. 9].
В контексте эволюционирования правовой системы, реформирования государственно-правовых институтов шло планомерное развитие института государственной службы. В становлении и развитии государственной службы в нашей стране можно выделить несколько этапов.
На первом этапе (XV-XII вв.) происходит создание единого Российского государства и формирование его аппарата. Государство и общество имели настолько тесную связь между собой, что их фактическое слияние привело к утверждению «служилого государства» как особого типа государственности [5; С. 29]. Служебные обязанности основных социальных слоев и групп утверждались законодательными актами, в частности, Уложением о службе 1556 г., Соборным Уложением 1649 г.
Для второго этапа (XVIII в.) характерно интенсивное развитие государственной службы, важная роль в котором отведена реформам Петра I. Вершиной этих реформ можно назвать Табель о рангах 1722 г. Государственная служба была разделена на военную, гражданскую и придворную, в каждом из которых введена единая система чинов, их номенклатура и иерархия. Не менее важным для развития государственной службы стало правление Екатерины II. В этот период наблюдается увеличение числа законодательных актов о государственной службе. 18 ноября 1775 года Екатериной II был подписан документ «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи». Губернская реформа Екатерины Великой 1775 года, кроме продолжения реформ Петра I, была обусловлена необходимостью пересмотра критериев административного разделения государства и желанием императрицы укрепить вертикаль власти. После губернской реформы, главными в созданных административно-территориальных делениях являлись генерал-губернаторы. Они назначались Сенатом и осуществляли контроль над несколькими губерниями вместе с губернаторами. Генерал-губернатор мог приказывать всем военным частям и формированиям, расквартированным в его губерниях, он располагал всей полнотой власти и был первым человеком после императрицы для населения.
Новое развитие государственная служба получила в XIX – начале XX вв. В 1809 г. был издан Указ об обязательном экзамене для занятия государственной должности. В указанный период был создан Царскосельский лицей, осуществлявший подготовку для государственного аппарата. Появилась служба в органах местного самоуправления.
Таким образом, в законодательных актах дореволюционной России были определены важнейшие принципы организации государственной службы: соответствие действий чиновников законам, централизм в организации управления, ответственность кадров государственных структур и др. [5; С. 32]
В СССР государственная служба регламентировалась следующими нормативно-правовыми актами: Временные правила о службе в государственных учреждениях и предприятиях 1922 года, Кодекс законов о труде РСФСР и др. Существовавшая в советский период практика подбора и расстановки кадров была основана на «номенклатуре», представлявшей собой перечень должностей в аппарате партийных, государственных и общественных организаций, при приеме на которые требовалась санкция соответствующего партийного органа.
После распада СССР перед Россией встала серьезная задача – создание нового института государственной службы, соответствующего новой государственной системе и политическому строю, новым социальным условиям. Были приняты нормативно — правовые акты, закрепляющие основные понятия государственной службы, реестры должностей, оплата труда, ограничения по службе и т.д.
Административные реформы с 90-х гг. XX столетия, можно условно разделить на несколько периодов: 1) административные преобразования 1991–1999 гг., которые обуславливались необходимостью радикальной перестройки советской системы государственного управления и формирования новой структуры и системы органов государственной власти; начало административной реформы (2003–2005 гг.), обозначившей цель укрепления государственной власти в Российской Федерации; 2) продолжение административной реформы (2005-2010 гг.), ориентированной на построение эффективного государства на основе Концепции административной реформы.
В результате была сформирована новая структура государственных органов, в которой функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию возложены на федеральные министерства; функции по контролю и надзору – на федеральные службы; функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – на федеральные агентства [3; С. 41].
Правовую основу государственной гражданской службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, которая в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу; Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, которые устанавливают правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Российской Федерации. Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляют иные федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации и ряд подзаконных нормативно-правовых актов.
В настоящее время перед нашим государством стоят задачи становления гражданского общества, укрепления социальных институтов, модернизации кадровой политики в сфере государственного управления.
Одной из главных задач кадровой политики в сфере государственной службы является качественное развитие кадрового потенциала государственных гражданских служащих. Решение этой задачи предусматривает: формирование специальных требований и определенных качеств государственных служащих в целях эффективного исполнения должностных обязанностей; обеспечение соответствующих условий для осуществления управленческой деятельности; осуществление контроля за деятельностью и осуществлением служебных обязанностей государственных служащих и обеспечение тем самым требуемых результатов профессиональной деятельности [4; С. 105].
Перечисленные меры должны охватывать как все категории государственных служащих, так и все органы государственной власти.
В числе наиболее приоритетных целей и задач в кадровой работе можно выделить задачи разработки и внедрения принципиально новых методов профессионального развития государственных гражданских служащих, расширения сети и качественного обновления государственных образовательных учреждений, освоения мирового опыта в управлении кадровыми ресурсами.
Потребности в профессиональном развитии различаются в зависимости от уровня замещаемых гражданскими служащими должностей. Для уровня исполнителей, в основном оказывающих наиболее массовые государственные услуги, ценным являются знания конкретного набора административных процедур, умение качественно исполнять поставленные задачи в установленные сроки. Профессиональное развитие таких служащих, как правило, осуществляется по типовым программам дополнительного профессионального образования.
На среднем уровне – гражданские служащие ведущей группы, а также начальники и заместители начальников отделов департаментов государственных органов – востребованы более широкие знания предметной области, опыт решения разнообразных проблем, возникающих на практике. Данный уровень предполагает наличие способностей аналитического мышления и умения самостоятельной организации служебной деятельности.
Проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих концентрируются как в правовом поле, что связано с недостаточным уровнем правовой регламентации, так и в технологическом направлении. Государственная гражданская служба является специфическим социально-правовым институтом, не в полной мере открытым для применения некоторых инновационных методов, средств и технологий, в том числе при проведении оценочных мероприятий.
Например, в исполнительных органах государственной власти Москвы за 4 прошедших года средний возраст гражданского служащего снизился. Более 50% современных чиновников – это люди в возрасте до 35 лет. Указанные цифры статистики обусловлены кадровой политикой Правительства Москвы, направленной на привлечение к государственной службе Москвы молодых и многообещающих кадров, чей профессиональный уровень и владение новыми технологиями позволяют эффективнее решать новые задачи управления городом. Омоложение и замена кадров происходит в том числе из-за внедрения кадрового проекта «Стажировка в Правительстве Москвы». Проект работает уже четвертый год подряд.
Кроме того, видится необходимым сделать ротацию государственных служащих частью системы переподготовки и повышения квалификации кадров. Такой подход эффективно работает на государственной службе в Японии. Предполагается применить именно такой подход на государственной гражданской службе города Москвы, где ротация будет частью системы переподготовки и повышения квалификации кадров, а служащий будет ротироваться в обязательном порядке.
В Москве институт ротации эффективно действует при замещении должностей глав управ районов города. Применение института ротации как эффективного механизма борьбы с коррупцией на государственной гражданской службы города Москвы имеет большое значение для столицы.
Таким образом, в настоящее время профессиональное развитие государственных гражданских служащих не в полной мере соответствует целям реформирования системы государственной службы.
Кончено же, нельзя утверждать, что обозначенные проблемы сегодня совсем не решаются. В последнее десятилетие данным вопросам был посвящен ряд важных исследований, они нередко становятся причиной различных конференций, дискуссий, споров в различных средствах массовой информации и на страницах научных печатных изданий.
В законодательной сфере предпринимаются определенные шаги по решению обозначенных проблем. В частности, Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 275-ФЗ установлены новые подходы к профессиональному развитию государственных гражданских служащих, призванные повысить эффективность соответствующих мероприятий, организуемых государственными органами, и оптимизировать расходы на указанные цели, а именно, предусмотрена система непрерывного профессионального развития гражданских служащих через применение широкого спектра инструментов управления развитием персонала, внедренных во многих зарубежных странах, успешно применяемых в российских компаниях и корпорациях, а также в отдельных федеральных государственных органах и государственных органах субъектов Российской Федерации.
Итак, система государственной службы обусловлена многими историческими фактами развития общества, экономики, политического строя. Институт государственной службы формировался на протяжении нескольких столетий. И каждый этап развития государственной службы имел как достоинства, так и недостатки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы