Статья на тему Особенности профилактики агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
АННОТАЦИЯ
В статье теоретически обосновывается агрессивное поведение подростков как позиция деструктивной агрессии. На практике с использованием диагностического инструментария выявлено, что физическая агрессия чаще свойственна мальчикам, тогда как вербальная – девочкам. Предложены методы профилактики агрессивного поведения подростков в школьном коллективе, которые воздействую на эмоциональную, когнитивную и поведенческую сферы личности.
ANNOTATION
The article theoretically substantiates the aggressive behavior of adolescents as a position of destructive aggression. In practice, using diagnostic tools, it was revealed that physical aggression is more common in boys, while verbal aggression is more common in girls. Proposed methods for the prevention of aggressive behavior of adolescents in the school team, which affect the emotional, cognitive and behavioral spheres of the individual.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, вербальная агрессия, физическая агрессия, профилактика агрессивного поведения, подростки.
Keywords: aggression, aggressive behavior, verbal aggression, physical aggression, prevention of aggressive behavior, adolescents.
В настоящее время у родителей, психологов и педагогов присутствует беспокойство за такое явление как подростковая агрессивность. Данная проблема в психологии представлена как биполярное явление: агрессивность, как качество личности (динамическая характеристика активности и адаптивности) и ее чрезмерное проявление, которое несет за собой отрицательные последствия.
Речь идет о конструктивной и деструктивной агрессивности. Вторая представляет исследовательский интерес данной статьи.
Особенностями деструктивной агрессивности являются враждебность, обесценивание других людей, злопамятность, мстительность, садизм, разрушительные тенденции, психическое насилие. Проявление деструктивных форм агрессивности в поведении неизбежно приводит к конфликтам.
Исследователь Т.В. Щелкунова упоминает о трех источниках подростковой агрессии: семья (деструктивные отношения внутри семьи); общение со сверстниками; СМИ [3, с. 332].
Т.И. Меньшикова отмечает, что подросток, который находится в состоянии фрустрации, может избрать агрессивную модель поведения как способ снятия внутренней напряженности. Также агрессивность возникает от переживания чувств несправедливости, обиды, унижения, страха, которые обусловлены фундаментальными экзистенциальными потребностями личности подростка, а именно, потребностями в любви и нужности другим [2, с. 107].
А. Басс и А. Дарки выделяли пять видов агрессии:
1. Физическая агрессия (физические действия против кого-либо).
2. Раздражение (вспыльчивость, грубость).
3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т.д.).
4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т.д.).
5. Негативизм (оппозиционное поведение) [1, с.109].
Очевидно, что все виды агрессии имеют разные способы проявления и разную тяжесть последствий, однако, некоторые из них направлены преимущественно на внешнее разрушение (физическое воздействие), другие – на внутреннее (вспыльчивость, тревожность негативно влияют на внутреннее состояние подростка).
В общей сложности агрессивное поведение неизбежно ухудшает как внутреннее состояние, так и портит отношения в коллективе.
Для того, чтобы обусловить особенности профилактики агрессивного поведения в подростковом коллективе, на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 64» г. Казань была проведена диагностика для выявления агрессивного поведения, в которой приняли участие 20 подростков в возрасте 15-16 лет (9 класс). Были использованы тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут) и опросник агрессивности Басса-Дарки.
В результате было выявлено, что у девочек в большей степени преобладает завышенный уровень вербальной агрессии (словесные оскорбления) (96%), у мальчиков – физическая (применение физической силы) (81%). В общем среди группы подростков выявлен средний уровень агрессивности (79%), высокий при этом наблюдался у 7%, а низкий – у 13% соответственно.
Для профилактики агрессивного поведения педагогу-психологу общеобразовательного учреждения важно применять специальные методы и приемы, способствующие сплочению коллектива и снижению внутренней напряженности и тревожности подростков.
Составлена программа коммуникативного тренинга, предназначенная для подростков с целью профилактики агрессивного поведения (деструктивная агрессия). В частности, акцент сделан на методы, способствующие стабилизации в эмоциональной, когнитивной и поведенческой сферах личности, что является основой более стабильного психологического состояния подростка.