Педагогика Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Особенности использования ИКТ во внеурочных занятиях по математике в 5-х классах

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Беспрецедентное развитие сектора информационных и коммуникационных технологий ускорило впечатляющие изменения в обществе и тенденциях занятости во всем мире. Поэтому проблема внедрения ИКТ в образование, на сегодняшний день, является особенно актуальной.

Стремительное развитие информационных технологий привело к переоценке важности многих видов деятельности и значительному изменению их характера. В XXI веке использование технологий в качестве инструмента обучения становится важнейшим компонентом обучения. В сфере образования технология представила новый инструмент, который может укрепить навыки учащихся во всех областях обучения и возрастных группах.

Умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих стандарта общего среднего образования и является актуальной проблемой.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются важным сектором в обществе. Однако успех этого сектора зависит от успеха проектов ИКТ. Следовательно, проекты в области ИКТ должны управляться эффективно и результативно, чтобы обеспечить их успешную реализацию.

Все чаще мощь технологий позволяет учиться и взаимодействовать даже в самых отдаленных районах развивающегося мира. Эта цифровая революция подпитывается проникновением широкополосной связи и повсеместным распространением смартфонов, особенно среди учителей, учеников новой эры, которые легко усваивают модную культуру досуга и обучения. Внедрение инновационных облачных технологий в образовательные процессы дает ученикам школы бесконечные возможности для участия в различных исследовательских и образовательных конкурсах.

Открытые образовательные ресурсы в различных форматах, таких как видео, PDF и MP3-файлы, становятся основой современных стратегий обучения. Происходят большие изменения в преподавании математических наук, вызванными технологиями и цифровым обучением. В связи с тем, что ИКТ в математике должно быть интегрировано в процесс обучения, поскольку направлен на формирование целостных представлений о мире, а также о связях между объектами на основе ведущих идей и концепций , большинство школ включают ИКТ во внеурочные дополнительные занятия [2].

Это отражает жизненно важную роль, которую математика должна играть в создании инновационных технологий. Сегодня существует множество электронных учебных программ с открытым исходным кодом, инструменты, позволяющие интегрировать технологии в преподавание математики. Эти модели могут помочь создать ориентированный на учащегося опыт, который является интерактивным и способствует приобретению научных знаний. Использование цифровых инструментов способствует развитию навыков и стратегий, которые необходимы в математике, таких как решение реальных проблем или визуализация сложных задач. Адаптивные цифровые инструменты позволяют учащимся получать контент в соответствии с их индивидуальными стилями обучения и применять полученные знания ранее.

Учитель должен обладать целым рядом компетенций.

К ним относятся способность к самообразованию, владение технологиями, независимое принятие решений, адаптивность в меняющейся социальной и профессиональной среде, умение работать в команде и стрессоустойчивость.

Учитель должен сам хорошо разбираться в вопросах образования ИКТ, социального обучения, должно быть развито творческое, критическое мышление.

Внедрение ИКТ во внеурочные занятия по математике предполагает реализацию таких педагогических принципов, как: адаптивное обучение, моделирование, а также конструктивистский, проблемно-ориентированный, проектный, исследовательский подходы. Мотивационная поддержка учебной деятельности в процессе внеурочных занятий, особенно в 5-м классе, на практике является эффективным инструмент для достижения образовательных целей, путем создания условий для личной автономии, образовательного и личностного прогресса, самоорганизации, самоконтроля и управления личной учебной деятельностью, поддержки позитивного отношения учащихся в обучении, психологического благополучия и самопринятия.

Если учитель хорошо разбирается в ИКТ, то он может отслеживать успехи каждого ученика в режиме реального времени [4].

В настоящее время учащиеся 5-х классов нуждаются как в познавательном, так и в практическом опыте обучения. Чтобы обеспечить эффективный и результативный процесс обучения, учителя должны связать образовательный контент с повседневной жизнью и предоставить учащимся реальные примеры и приложения, чтобы они могли взаимодействовать с учителем, учебным материалом и учебной средой, а также понимать важность изучаемой дисциплины. Все это больше получается реализовать именно на внеурочных занятиях по математике.

Учебная среда в школе по математике требует глубокое обучение, подкрепленное критическим мышлением и самоанализом, который способствует творчеству и инновациям.

Использование ИКТ во внеурочных занятиях по математике привлекает внимание к междисциплинарному взаимодействию.

В процессе обучения учащиеся 5-х классов должны думать, решать проблемы, менять свои позиции и мнения, развивать навыки и накапливать знания.

Информационные технологии (ИТ) — это изучение или использование компьютеров, телекоммуникационных систем и других устройств для хранения, извлечения и передачи информации.

Люди часто используют термин «информационно-коммуникационные технологии» (ИКТ) для обозначения практически одного и того же.

Применение ИКТ-технологий является перспективным, так как позволяет комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи; поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки; применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность; частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций; формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями; стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности; осуществить учебную деятельность с немедленной обратной связью и развитой системой помощи. Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.

Современный учитель математики и информатики, так как эти предметы связаны между друг другом, должен обладать высоким уровнем сформированности визуальной и информационной культуры, т. е. иметь ценности, стремления к развитию в области визуализации и информатизации образования; иметь компьютерно-математические, психолого-педагогические, технологические знания; умения воспринимать, анализировать, сравнивать, интерпретировать, производить с использованием информационных технологий, структурировать, интегрировать, оценивать наглядно представленный учебный материал, что зависит от способа познавательной теоретической и практической деятельности

Одним из возможных путей повышения эффективности формирования визуально-информационной культуры будущих учителей математики и информатики является использование активных методов обучения, к которым относятся проблемный метод, метод задач, мозговой штурм и другие. Использование проблемного метода способствует формированию стремления и интереса к обучению, что сопровождается самостоятельным «открытием» новых знаний, преодолением познавательных противоречий; умение самостоятельно решать возникающие проблемы и самостоятельно выбирать средства компьютерной визуализации (СВМ) для их решения; развивать способность к самообразованию [3].

В любой системе образования, на сегодняшний день, основным средством ИКТ для информационной среды является персональный компьютер. Его возможности определяются установленным на нем программным обеспечением. Его основные программные категории — системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. Первоначально, к главным программам, относятся операционные системы, которые обеспечивают взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также входят служебные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, являющееся инструментарием информационных технологий — технологий работы с графикой, текстами, табличными данными и т.д.

Огромную роль и широкое распространение в сегодняшней системе образования играют универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ. Это электронные таблицы, текстовые процессоры, программы подготовки презентаций, органайзеры, графические пакеты и т.п [1].

Существенным элементом в любой школе является внешкольная работа, которая является существенным элементом образа жизни школьников, профессиональной деятельности учителей и руководства учебного заведения. В связи с этим, такая деятельность, как правило, состоит из трёх основных компонентов: системы управления внеурочной деятельностью, внеурочной деятельности школьников, а также, внеурочной работы учителей со школьниками.

Внеурочная деятельность, не следует забывать, для образовательного учреждения системы общего среднего образования — неотъемлемая часть выполняемых им функций. Ее специфика связана с тем, что такая деятельность чаще всего зависит от самого ученика и осуществляется в свободное от учебного процесса время.

В школах имеются специальные люди, которые отвечают именно за внеурочную сферу деятельности, здесь имеет особое место определенная структура института воспитания — классные руководители, заместители директора по внеурочной или воспитательной работе и т.д.

Поэтому особое внимание уделяется процессу информатизации деятельности школьников после уроков. Она включает в себя создание методических систем обучения, которые ориентированы на формирование умений самостоятельно приобретать знания, на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, реализовывать информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, различные виды самостоятельной работы по обработке информации.

В разных видах внеурочной работы, информационные и коммуникационные технологии могут использоваться по-разному.

Они могут классифицироваться по:

-отношению к решению учебных задач (учебная и внеучебная деятельность);

-месту проведения (классная и внеклассная (внешкольная) деятельность);

— времени проведения (урочная и внеурочная деятельность);

Внеурочная работа — это одна из форм организации свободного времени учащихся, составная часть учебно-воспитательного процесса школы. Приемы использования информационных и коммуникационных технологий, направления, формы, методы внеурочной (внеклассной) работы, а также в этом виде деятельности школьников практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей, а также методами его информатизации.

Внеурочные занятия с ИКТ, применение ИКТ эффективны не только своей эстетической привлекательностью, но и способствуют активизации разных каналов восприятия учащихся, реализуя тем самым принципы доступности и наглядности (использование анимации, звукового сопровождения, видеосюжетов и гиперссылок). Конструируя уроки с применением ИКТ-технологий, реализуются условия дифференцированного обучения различными способами: свободный выбор, как темпа изучения материала, так и глубины и разнообразия его. Учёт индивидуальных особенностей, присущих группам учеников, и организация вариативного учебного процесса в этих группах — это дифференцированное обучение. А индивидуализация — это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учетом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика. Важной задачей для педагогов является реализация дифференциации в школе. Помимо этого, на каждом занятии имеется возможность провести тестирование по полученным знаниям, так как структура математического материала представляет собой взаимосвязанную цепь понятий и овладение ими требует множества контрольных мероприятий.

Необходимо всегда помнить, что ребенку в 5-м классе, который становится подростком, особенно важны и нужны положительные эмоции. Ученик, который погружён в теплую, радостную атмосферу вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен к различным стрессам и трудностям. Поэтому внеурочная деятельность учащимся необходима, которая насыщенна разнообразными играми, праздниками и развлечениями.

В пятом классе школьники вступают в новый период — подростковый. В этом возрасте им предстоит пройти важнейший личностный кризис — кризис идентичности. Основное его содержание — формирование нового целостного представления о себе как о взрослом человеке.

К концу пятого класса у большинства учащихся появляются первые признаки кризиса — стремление к нарушению социальных норм, повышенная эмоциональная чувствительность. Проявляется это по-разному. Ученики могут игнорировать слова взрослого, отворачиваться и демонстративно не обращать на него внимания. Бурные эмоциональные реакции сопровождают нежелание ученика сидеть за одной партой с тем, кто ему не нравится.

Повышенная эмоциональная чувствительность проявляется чаще всего в трудных ситуациях. Ученикам тяжело приступить к самоподготовке, соблюдать школьные правила в конце дня. У ребят повышается уровень эмоционального реагирования на трудности. Это может быть отказ от выполнения инструкций, обида, открытая агрессия: «Я не буду это делать. Это глупо». Ребенок может замыкаться в себе или демонстративно обесценивать сложную работу, показывая, что ему это не интересно и не нужно: «Все тупо».

Эмоциональная чувствительность проявляется также в налаживании контактов с учителями.

Школьники ищут общения вне урока — им это важно, хочется заинтересовать учителя собой, получить поддержку. Поэтому очень важно заинтересовать ребенка в этом возрасте на внеурочных занятиях.

Можно сказать, что подросткам для адекватного самовыражения требуется помощь со стороны взрослых, но сами они за ней не обращаются. Поэтому педагогам стоит проявлять инициативу.

Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

— сделать этот процесс интересным, с одной стороны, за счет новизны и необычности такой формы работы для учащихся, а с другой, сделать его увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;

— эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся свободно осуществлять поиск необходимого школьникам учебного материала;

— индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения учебного материала в индивидуальном темпе, самостоятельно, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы;

— раскрепостить учеников при ответе на вопросы, т.к. компьютер позволяет фиксировать результаты (в т.ч. без выставления оценки), корректно реагирует на ошибки; самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля;

— осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Учебная мотивация школьников в это время, как правило, высокая. Но чаще всего не внутренняя, так как большинство учится, чтобы заслужить поощрения и избежать наказания родителей.

Система работы во внеурочное время с использованием ИКТ и Интернет-технологий имеет действительно ряд преимуществ: дает учащимся широкие возможности свободного выбора собственной траектории учения в процессе школьного образования. Отсюда изменяется роль учащегося, который вместо пассивного слушателя становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны; предполагает дифференциальный подход к учащимся, основанный на признании того факта, что у разных учеников предыдущий опыт и уровень знаний в одной области различны, каждый ученик приходит к процессу овладения новыми знаниями со своим собственным интеллектуальным багажом, который и определяет степень понимания им нового материала и его интерпретацию. Осуществляется поворот от овладения всеми учащимися одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала; гарантирует непрерывную связь в отношениях «учитель -ученик», повышает мотивацию учения; способствует индивидуализации учебной деятельности (дифференциация темпа обучения, трудности учебных заданий и т.п.); формирует операционный стиль мышления, развивает у учащихся продуктивные, творческие функции мышления, интеллектуальные способности.

В школе ученику 5-го класса будет неинтересно слушать какое-либо занятие без наглядного материала. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? На помощь пришли информационно-коммуникативные технологии, компьютер.

Формирование информационной культуры в школе происходит, прежде всего, с помощью и при посредстве средств ИКТ.

Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме. Самыми часто применяемыми являются: понятийный аппарат и фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, видеоролики, клипы песен, мелодии, презентации по определенной теме, различные тесты, задания, развивающего характера.

Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Применение ИКТ на внеурочных занятиях по математике дает возможность педагогу сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности — творческий, познавательный, морально-нравственный, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.

Помня слова К. Ф. Гаусса о том, что «математика — наука для глаз, а не для ушей», считаю, что математика — это один из тех предметов, в котором использование ИКТ может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка задания, проверочные работы, внеклассная работа, самостоятельная работа, творческая работа. На базе использования ИКТ многие методические цели могут быть реализованы боле эффективно.

Курс математики содержит большое количество абстрактных понятий, требующих осознанного глубокого усвоения: величина, число и многие другие. Здесь на помощь учителю может прийти мультимедиа со всеми ее возможностями: цвет, пропорции, направление движения, пространственные отношения, совокупности множеств и многие другие понятия увидеть своими глазами.

Компьютерные технологии обеспечивают высокий уровень наглядности по сравнению с традиционными схемами, таблицами, моделями. Применение ИКТ на занятиях по математике также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышью, клавиатурой.

На внеурочных занятиях по математике чаще всего можно использовать различные презентации с играми, т. к. именно на этом этапе вижу их более эффективное применение. Так, при решении каких-либо задач, примеров с окошками, дети показывают карточками с цифрами пропущенное число, а на слайде в окошке оно появляется. Сразу видно, кто ошибся. Это и решение цепочек, это и круговые примеры, это и задачи в стихах и многое другое. Урок с использованием компьютерных форм контроля предполагает возможность проверки знаний учащихся (на разных этапах урока, с разными целями) в форме тестирования с использованием компьютерной программы, что позволяет быстро и эффективно зафиксировать уровень знаний по теме, объективно оценивая их глубину (отметку выставляет компьютер) [5].

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет организовать разные формы учебно-познавательной деятельности и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов.

Внеурочные занятия с использованием ИКТ требует еще более тщательной подготовки, чем в обычные уроки. Необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до целого урока. Возможности использования ИКТ в образовательном процессе достаточно большие, но, работая с детьми, мы должны выбирать оптимальное количество времени, затраченное на использование ИКТ. Есть уроки, на которых достаточно показа одной таблицы или картины. При этом нет необходимости готовить презентацию на целый урок. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны и не нужны.

Особенностью такого процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между педагогом и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли консультанта, помощника, который поощряет оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся в таком виде работы на внеурочных занятиях, естественно, повышается интерес, происходит более осмысленное понимание многочисленных математических процессов, схем, моделей. Здесь крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны.

Учащиеся имеют возможность создать предметные и межпредметные проекты разного уровня и типа, что дает возможность учителю данные проекты использовать на внеурочных занятиях.

Таким образом, век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Применение ИКТ во внеурочной деятельности учащихся просто необходимо. Очень важно заинтересовать ученика 5-го класса этической проблемой, организовать конкурс, вызвать его на дискуссию, игру так, чтобы он активно участвовал, а не сидел на месте, чтобы изъявлял желание рассуждать, спорить, проявлять инициативу! Поэтому, мы считаем, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести занятие с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать занятие более ярким и увлекательным. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы