Статья на тему Основные проблемы огневой подготовки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Проблемы огневой подготовки Проблемы
огневой подготовки выявились в ХХ веке, когда на практике стало ясно, что
выработка меткости стрельбы не имела большого значения на протяжении всего опыта
использования человечеством стрелкового оружия в периодах между крупными
военными конфликтами. В целом, неформально, огневая подготовка делится на два
типа: подготовка для военнослужащих действующей армии (включая призывную) и
подготовка для сотрудников органов
внутренних дел Российской Федерации.
Исторически сложилось так, что после Второй Мировой
войны огневая подготовка постепенно начала терять свою прежнюю значимость, поскольку в связи с бурным развитием военной техники
возникло представление, что в крупномасштабном бою главное поражение неприятелю
будут наносить авиация, артиллерия, пулеметы и танки, то есть уничтожение живой
силы противника главным образом предполагалось за счет высокой плотности огня. Поэтому
количество часов на обучение огневой подготовке сократилось. В частях спецназа
и разведки ситуация была лучше, но в целом относительно низкое качество
стрельбы наблюдалось не только для армии СССР, но и для многих армий других
стран. Согласно статистике, при стрельбе число промахов значительно превышало
число попаданий, несмотря на то, что стрельба часто велась с коротких и очень
коротких дистанций (с 15 метров и меньше).
Боевые действия в Северо-Кавказском регионе, войны во Вьетнаме и
Афганистане также показали, что качество стрельбы военнослужащих находится не
на самом высоком уровне. Например, в Российской Федерации на сборах лейтенантов
в региональных командованиях в среднем около 10% выпускников получают
неудовлетворительные оценки при стрельбе
из пистолета.
За
последние 30 лет в РФ произошёл ряд событий, связанных друг с другом и
повлиявших на развитие огневой подготовки: первая и вторая чеченские кампании,
«грузино-осетинский» конфликт, боевые действия на
Донбассе, ряд проводимых специальных и контртеррористических операций в
различных точках России и за рубежом. Отрицательно повлияло на качество огневой
подготовки уменьшение сроков службы военнослужащих по призыву с двух лет до
одного года. Самые высокие результаты были только среди сотрудников
спецподразделений, которые имели возможность практически постоянно пользоваться
оружием и тренироваться. После 1-й чеченской кампании курс стрельб для
внутренних войск пополнился новым упражнением для автоматчика – необходимо было
обстрелять как минимум одну мишень из трех, но он имел недостаток в том, что
количество мишеней относительно не было ограничено.
Структурно,
огневая подготовка строится на трёх основах — курсах стрельб,
организационно-методических указаниях и строевом уставе. Значение всех других
приказов и инструкций невелико. Недостатки процесса
подготовки этого вида исходят из ее принципов обучения (системность, высокий
уровень трудности, ориентация на профессиональную направленность):
1) При упражнениях не учитывается специфика боевых действий, учитывая
климат, показатели местности и человеческий фактор, ведется подготовка в
основном к классическому общевойсковому бою между двумя армиями. Для стрельбы
из автомата из мишеней используются грудная и ростовая фигуры на расстояниях
150-300 метров, хотя на поле боя практически всегда военнослужащие имеют дело с
перебегающим противником или головными фигурами, ведущими огонь из-за укрытий,
при этом все современные армии готовятся к огневым контактам на дистанциях
500-600 метров. В армиях некоторых стран даже готовят специально стрелков
высокоточной огневой поддержки с автоматической винтовкой с оптическим прицелом,
сменным стволом для поражения противника в различных условиях обстановки на
дистанциях до 800-900 метров. Мало учитывается человеческий фактор: несмотря на наличие современных технических приборов,
способствующих повышению меткости и удобству стрельбы, основным способом
определения расстояния в современном подвижном бою является натренированный
глазомер бойца. Навык в быстром и точном определении расстояния на глаз можно
приобрести только в результате устойчивых постоянных тренировок, однако объема такой
практики недостаточно.
2) Обучение ведется, главным образом, по общей схеме, без учета разложения
на простые и сложные составляющие. Например, для стрельбы из пистолета днем нет
четких градаций расстояний, хотя техника стрельбы разная и зависит от дистанции.
Существуют упражнения с несколькими вариациями: 3 выстрела на расстояние 25
метров (ночью на 10 м), причем это не меняется на протяжении всей службы военнослужащего
и не зависит от его звания и опыта. С целью отслеживания качества стрельбы детальной
публичной статистики потерь в результате вооруженных действий среди сотрудников
правоохранительных органов России не ведется, хотя в других странах, например,
в США, ежегодно издаются перечни данных с анализом боевых схваток сотрудников
полиции с преступниками. Например, согласно статистике одного года, количество потерь
в год на разных дистанциях боя составляет: 367 погибших на дистанциях до 1,5
метра, 127 — до 3,5 метра, 77 — до 6,5 метра и 79 — на всей остальной
дистанции. Принцип успешного ведения такого типа боя включает в себя несколько
тактик: на малых дистанциях необходимо быстро изготовиться к стрельбе и быстрее
противника сделать несколько выстрелов, а на больших — точнее прицелиться и
поражать цель большим числом выстрелов с максимально быстрым переносом огня по
многочисленным целям.
3)
Огневая подготовка имеет слабую тактическую составляющую. Конечным этапом обучения
служит боевая стрельба отделения или взвода в классическом оборонительном или
наступательном бою: стрельба и передвижение, боевые действия в городских
условиях, силовой вход (выбивание дверей или окон), ближний бой. Мало
учитываются параметры среды, в которой происходят боевые действия. Например, точность определения расстояний на слух зависит от опытности
снайпера, остроты и натренированности его слуха и умения учитывать природные
факторы, влияющие на распространение и силу звука: направление
и сила ветра; температура и влажность воздуха; характер и расположение складок
рельефа; растительность; наличие экранирующих
поверхностей, отражающих звук и вызывающих эхо и слуховые обманы. При стрельбе из стрелкового оружия на
равнинной местности поправки дальности на изменение атмосферного давления
незначительны и не учитываются. В горных условиях при высоте местности 2000 м и
более эти поправки необходимо учитывать согласно правилам, указанным в
наставлениях по стрелковому делу.
4) Занятия боевой стрельбой равномерно распределены на весь период
обучения, что не позволяет сформировать устойчивый навык. Подобные ситуации
были в армиях некоторых западных стран и подверглись корректировке. Например, командование
корпуса морской пехоты США считает, что интенсивные стрельбы практически каждый
день способствуют более прочному закреплению навыков, чем ежемесячное
выполнение 1-2 упражнений. Зачетное упражнение состояло в стрельбе из пистолета
по поворачивающимся мишеням (40 патронов, дистанции 25, 15 и 7 м). Из ручного
пулемета М249 курсант должен отстрелять 100 патронов по шести мишеням и сменить
ствол через 50 выстрелов, с навыками ведения огня по вертикали и горизонтали,
меняя положение тела. Последнее зачетное упражнение в стрельбе в движении из
винтовки М16А2 по мишеням, находящимся на разных дистанциях, выполняется в
полном боевом снаряжении, шлеме и бронежилете, выделяется 90 патронов на четыре
этапа: 1) стрельба из оборонительной позиции (на дальность до 300 м), 2)
имитация движения в дозоре со стрельбой (на 150-200 м), 3) сближение с
противником, находящимся в обороне (150-200 м), 4) стрельба «в упор» (50-75 м)
одиночными выстрелами по появляющимся каждые 5-8 с мишеням. Зачетный норматив —
50% попаданий.
5) Обучение в основном проходит автоматическим огнем, очередью в два
патрона. Разница в точности составляет 30%. В целом самая эффективная очередь
из автомата — 3 патрона (2/3 попаданий), а не 2 патрона (1/2 попаданий). В
спецподразделениях западных стран учат стрелять одиночным огнем с
автоматического положения переводчика огня, корректируя каждый последующий выстрел.
Ситуация с качеством огневой подготовки сотрудников органов внутренних дел
в целом отражает проблемы подготовки боевых подразделений, только с учетом
специфики работы в гражданских условиях. Основной категорией слушателей являются сотрудники полиции и других органов
внутренних дел Российской Федерации, впервые назначаемые на должности рядового,
младшего и среднего начальствующего состава, и сотрудники, направляемые в
особые регионы.
Согласно анализу, общие проблемы всех
категорий слушателей, за исключением сотрудников, направляемых в особые
регионы, следующие:
1. Неудовлетворительное состояние,
недостаточное количество и отсутствие разнообразия моделей учебного оружия и
вспомогательной техники.
2. Тенденция потери навыков практической
стрельбы слушателями курсов вследствие большого разрыва между практическими и
зачетными занятиями.
3. Наличие недостатков организационного характера
в механизме повторной сдачи экзаменов по огневой подготовке (несогласованность
расписания, поставок боеприпасов и пр.).
4. В период стажировки и обучения в
территориальных органах вопросам огневой подготовки не уделяется должного
внимания с точки зрения наставничества.
5. Результатом изменений, происходящих в мире в последние годы, явилось
снижение опасности развязывания крупномасштабной войны, но появилась тенденция
к усилению национально-этнических и религиозных противоречий, что ведет к
возрастанию количества очагов напряженности, террористических актов и мелкомасштабных
конфликтов. Это требует выделения времени на индивидуальную подготовку стрелка,
что практически отсутствует. На практическую отработку специальных упражнений по стрельбе мало
выделяется не только времени, но и боеприпасов, в отличие от многих стран мира.
Например, каждому обучаемому в США выделяется только на первом этапе 1500
патронов.
6. Несмотря на явные отличия в тактике
ведения боя у сотрудников органов внутренних дел и работающих в особых
регионах, по количественным и качественным составляющим огневая подготовка у
этих двух групп военнослужащих на практике отличается очень мало, то есть не
учитывается специфика ведения боя в различных условиях боевого конфликта.
Только последовательное и системное
изучение материала способствует полноценному формированию у стрелков
необходимого и прочного теоретического фундамента. Поступление в войска новых
видов вооружения и боевой техники с возросшими
боевыми возможностями и связанные с этим изменения в характере и ведении боевых
действий, их организации и управления войсками вызывает необходимость
дальнейшего совершенствования знаний по огневой подготовке с учетом
особенностей и характера деятельности личного состава частей и подразделений.