Логопедия Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Основные направления коррекционно-логопедической работы по формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Тяжелые нарушения речи, к которым в том числе относится и общее недоразвитие речи (ОНР) становится причиной для различных негативных эффектов в развитии ребенка. При наличии у ребенка нарушений речи вторично страдает развитие когнитивных процессов, интеллектуальной деятельности, социально-коммуникативных навыков. Однако в наибольшей степени нарушена в данном случае коммуникативная функция речи, которая является для данного вида деятельности основной [2].

Как правило, при ОНР у ребенка страдает развитие всех компонентов речевой системы, в том числе происходит нарушение и формирования словарного запаса. Тяжесть нарушения данного компонента речевой системы может существенно различаться: от полного отсутствия активной речи и незначительного количества слов в пассивном словаре, до малозаметного снижения объема пассивного и активного словаря. Тем не менее недостатки формирования словарного запаса в любом случае становятся причиной для развития негативных последствий с точки зрения становления у ребенка полноценных представлений об окружающем мире, процесс освоения коммуникативных и социальных навыков [7].

В том случае, когда не удается полностью преодолеть нарушения словарного запаса, при начале школьного обучения ребенок может столкнуться с определенными трудностями и проблемами в освоении школьной программы. Ребенку трудно воспринимать и понимать инструкции учителя, формулировать свой ответ, выбирать соответствующие слова для обозначения признаков и действий. Также необходимо понимать, что спонтанно, без специальной коррекционной деятельности нарушения словарного запаса не могут быть преодолены. Таки образом, для устранения подобных нарушений у детей с ОНР, а также профилактики спровоцированных этим вторичных недостатков развития, предупреждения школьных трудностей, следует организовать и реализовать специальную коррекционно-логопедическую деятельность.

Особенностями нарушения лексики у детей с различными формами речевой патологии занимались М. Брыла, В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спирова, С.Н. Шаховская, Л.В. Лопатина. Н.В. Серебрякова, Н.Н. Малофеев, Н.В. Симонова, И.А. Смирнова, Л.Б. Халилова и другие исследователи [11].

В настоящее время конструируются новые методики и технологии коррекционной деятельности, появляются новые данные о потенциальных возможностях и ресурсах обучения детей с ОНР, происходит научный анализ потенциала их социализации и интеграции в общество. В качестве одной из первостепенных задач коррекционно-логопедической работы с детьми с ОНР выступает формирование высокого уровня связной речи, неотъемлемым компонентом которой выступает в том числе сформированный, богаты словарный запас. Формирование связной речи необходимо для наиболее полного преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. Анализ литературы показал, что в структуре дефекта детей с ОНР наиболее значимой является несформированность связной речи. Таким образом, задача формирования у таких детей словарного запаса относится к числу наиболее важных [6].

Ребенок с ОНР сможет эффективно осваивать семантику слова и запоминать его только в том случае, когда будет постоянно его слышать в речи окружающих и применять в собственной: в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Таким образом, деятельность по формированию словарного запаса должна осуществляться как компонент коррекционной работы по формированию связной речи в целом. С одной стороны, активное пользование речью становится тем фактором, который позволяет тренировать навык отбора максимально соответствующих контексту и семантике высказывания слов, т.е. происходит действительное овладение ребенком словарной структурой и богатством языка, а с другой — точность и разнообразие словарного запаса становится необходимой основой непосредственно становления связной речи, т.е. наблюдает двустороннее взаимодействие [4].

Соответственно, для того чтобы грамотно и полноценно спланировать коррекционно-логопедическую деятельность в работе с детьми с ОНР следует понимать, что значение слова может быть установлено в трех направлениях:

1) соотнесенности слова с предметом,

2) связи слова с определенным понятием,

3) соотнесенности слова с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка (Звягинцев).

Полноценное овладение значением слова предполагает, что ребенок овладел всеми выделенными направлениями в отношении конкретного слова[3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы