Статья на тему Организация доступной среды в образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Название секции
Ф.И.О. автора,
ученая степень, научное звание,
должность и место работы
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы организации развивающей предметно-пространственной среды. В первой части статьи представлены общие принципы и подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовании в условиях ФГОС. Далее рассмотрены особенности организации среды для дошкольников с ОВЗ таким образом, чтобы достигался максимальный развивающий эффект.
Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда, принципы, компоненты, дошкольники, ограниченные возможности здоровья, ФГОС
В современных условиях отмечается значительный рост детей с разнообразными нарушениями здоровья. Это обусловлено ухудшающимися условиями жизни, высокой стрессогенностью, особенностями современной экологической ситуации и др. Развитие детей с ОВЗ предполагает создание особенных условий для развития таких детей, в том числе развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с особенностями каждой конкретной группы дошкольников с ОВЗ.
Цель статьи: рассмотреть особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном образовательном учреждении в целом и для детей с ОВЗ в частности.
Развивающая предметно-пространственная среда — это определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Развивающая предметно-пространственная среда детского сада — обязательный элемент единой образовательной среды и, шире, общей культурной среды. Развитие дошкольника обуславливается особенностями предметно-пространственной среды в такой же степени, как и особенностями воспитывающих его взрослых. В современном дошкольном образовании, вариативном по формам и содержанию, вряд ли можно говорить о единственно верном устройстве предметно-пространственной среды. Возможны и желательны разные варианты, главное — учитывать возрастную специфику, выстраивать в зависимости от нее целостный образовательный процесс [2].
Формирование и оформление оптимальной предметно-пространственной среды является основой для формирования уверенности в себе, оптимистического отношения к жизни, позволяет дошкольнику не бояться совершать ошибки, развивает когнитивные интересы, стимулирует готовность к сотрудничеству и поддержку другого в трудной ситуации, то есть является фундаментом для эффективной социализации дошкольника и формирования его личности.
С точки зрения психологов Л. С. Выготского и А. Н. Леонтьева, «среда» – это комплекс внешних факторов, которые влияют на процесс развития человека. П. И. Пидкасистый интерпретирует среду как множество условий, в которых находится человек. Трансформация личности может реализовываться медленнее, чем трансформации, происходящие в среде, о чем следует помнить в процессе осуществления образовательной деятельности. Р. Б. Стеркина трактует среду как набор санитарно-гигиенических и материально- технических, эстетических условий.
Одним из актуальных подходов к организации среды в образовательном учреждении является средовой подход, который был предложен в эти годы Ю. С. Мануйловым. Под средовым подходом исследователь подразумевает комплекс действий со средой, который являются основой для ее преобразования в средство диагностики, конструирования и трансформирования воспитательного результата. Ю. С. Мануйлов с полным основанием указывал на то, что многие ученые исследовали среду как элемент непосредственно воспитательной системы. Однако средовой подход открывает перспективу использования среды с ее значениями в качестве инструмента управления воспитательной системы, которая зависит от внутренних и внешних условий. Осуществление средового подхода в деятельности дошкольной образовательной организации позволяет применять его для решения разнообразных задач [12-13].