Статья на тему Обучение младших школьников решению текстовых задач средствами моделирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
В статье раскрываются преимущества использования моделирования при обучении младших школьников решению текстовых задач, которому в методических пособиях и в школьной практике уделяется недостаточно внимания.
Ключевые слова: модель, моделирование, текстовая задача, моделирование на предметной наглядности, схематическое моделирование, графическое моделирование.
Стратегия развития образования в нашей стране в соответствии с ФГОС предусматривает использование мирового опыта для создания системы образования, которая отвечала стандартам ХХI века. Развития математики и математического образования в нашей стране уделяется большое внимание. В школе на изучение математики отводится 15-20% учебного времени.
Наблюдение за школьной практикой в начальных классах показали, что некоторые учителя недооценивают значение приемов организации творческой работы над задачами. Имеют место определенные сложности в применении этих приемов. Большинство учителей начальных классов используют традиционные приемы в обучении решению задач. Без сомнения, такая работа требует много времени на уроке. Формирование умений записывать кратко задачу, быстро вычислять — необходимый элемент в обучении математике, а также цель обучения. Чтобы достичь этой цели можно использовать такой вид работы, как графическое моделирование задач.
Моделирование задачи — это использование специфических предметов и знаков, которыми заменяются й числовые данные, изображаются связи и зависимости между данными и неизвестным, причем с упомянутыми предметами и знаками учащиеся должны быть ознакомлены и использовать их в учебные деятельности (рисовать, чертить в тетради, выполнять практические действия — разрезать на части, сравнивать, составлять из отдельных частей целое и т.д.) [2]. Моделирование при решении задач помогает ученикам творчески проявить себя, а также без усилий найти правильную ответ. Вычислительные приемы заменяются графическими, применяются схематические рисунки. Они либо сразу приводят к нужному результату, или значительно облегчают поиск способа решения задач [3]. Графическое моделирование математического содержания задачи помогает увидеть каких именно данных не хватает (или которые лишние), выяснив нужную зависимость легко найти искомый результат. Наконец, правильно построены графические модели условий задач во многих случаях позволяют учащимся сделать «прикидку» ожидаемого ответа, а также проверить правильность арифметического решения задачи [5].
Таким образом, графическое моделирование задач способствует развитию навыков вычисления, навыков чертежи, каллиграфии, развития умственных способностей, умению анализировать, сравнивать, обобщать, а также способствует развитию творческих способностей ребенка [6].
Например, решая задачу на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, можно построить следующие схемы-модели (см. Рис. 1), с помощью которых дети быстро запоминают условие задачи, выявляют величины, о которых говорится в задачи и выясняют связи между ними, на основе которых будут избирать действия.