Академический вокал Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Образ детства в вокальной музыке русских композиторов.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

 

Шишкин Эдуард Петрович

кандидат…

Магнитогорская
государственная консерватория им. М.И. Глинки, г. Магнитогорск

Email: shish@mail.ru

 

ОБРАЗ ДЕТСТВА В
ВОКАЛЬНОЙ МУЗЫКЕ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ

 

Shishkin Eduard Petrovich

candidate…

Magnitogorsk State Conservatory M.I. Glinka,
Magnitogorsk

 

CHILDHOOD IMAGE IN VOCAL MUSIC BY RUSSIAN COMPOSERS

 

Аннотация: Образ детства в
вокальной музыке – это всегда поток субъективного сознания, мировоззренческих
установок композитора. Принято считать, что детство – это всегда нечто чистое и
непорочное, в то время как может существовать и обратная сторона данного
образа. Тем интереснее проследить данный образ на примере вокальных
произведений русских композиторов, где отчетливо рассматриваются разные подходы
и разные способы выражения феномена детства, трансформация жанровой
выразительности и авторское видение при возможной схожести тематик композиций.

 

Annotation: The image of childhood in vocal music is always a stream of subjective
consciousness, ideological attitudes of the composer. It is generally accepted
that childhood is always something pure and immaculate, while there may be a
downside to this image. It is even more interesting to trace this image on the
example of the vocal works of Russian composers, where different approaches and
different ways of expressing the phenomenon of childhood, the transformation of
genre expressiveness and the author’s vision with a possible similarity of the
themes of the compositions are clearly considered.

 

Ключевые
слова
:
вокальная музыка; образ детства; детские песни; вокальные зарисовки;
музыкальная поэтика.

 

Keywords: vocal
music; childhood image; songs for children; vocal sketches; musical poetics.

 

Образ детства является
полноценным воплощением духовно-нравственных основ человеческого существования,
в связи с чем его осмысление с точки зрения текущего культурного кризиса
является востребованным. Постижение сущности детства в контексте понимания
настоящего дает толчок к исследованию пути, по которому происходило развитие музыкального
творчества, раскрывая содержание данного явления в соответствии с
мировоззрением композиторов.

Культурологический подход
дал возможность определить несколько моделей образа детства. Так, М.П.
Мусоргский обращался к социально-поведенческому контексту, как и П.И.
Чайковский, идеализирующий раннее детство. С.С. Прокофьев, в свою очередь,
ставил акцент на игровой действительности ребенка
XX века. То есть, каждый композитор
имел субъективный образ детства, который выражал своеобразными приемами.

В вокальных миниатюрах М.П.
Мусоргского обращение к психологии детства было выражено в обогащении жанровой
системы (преобладали скороговорки, различные прибаутки и прочее), музыкальной
поэтики с явной лексической простотой. Наиболее тонкое воплощение вокального
театра М.П. Мусоргского представляет песня «Озорник», где присутствует совершенно
нетипичная тема – антигерой в образе ребенка, который негативно эмоционален,
что выражается в сложном жанровом миксте. В речевой скороговорке актуализируются
пародийные мотивы, присутствует яркий бунтарский контекст.

В песне «Сиротка» у
композитора представлен образ голодного ребенка, выраженный в комбинативном
сочетании речитатива, плача и колыбельной. В данном вокальном произведении вырисовывается
очевидный психологический портрет – незащищенная детская наивность [6, с.
55-76].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы