Статья на тему Обоснуйте актуальность идей Монтессори- педагогики в современной образовательной ситуации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Статья на тему; «Идеи Монтессори в современной педагогике»
Монтессори стала разрабатывать
методику занятий с детьми во время своей работы в психиатрической больнице.
Методом проб и ошибок она создала систему, благодаря которой выпускники этой
школы показывали в обучении результаты, почти не отличающиеся от результатов
обыкновенных детей.
Некоторые страны, такие как
Италия, Швейцария, сделали эту методику официальной, заменив ей господствующую
ранее методику Фрёбеля. Большая часть стран, таких как Нидерланды, США,
Голландия, Испания, проявили определенный интерес к наработка Монтессори.[1]
В этих странах стали появляться
образовательные учреждение, применяющие методы итальянского педагога в работе с
подрастающим поколением. Но стоит отметить тот факт, что такие школы были не
вместо традиционных, а одновременно с ними. Великобритания, к примеру, не
проявила интереса к этой системе, восприняв её с большой долей скептицизма.
В Испании и Италии позднее
отказались от системы Монтессори по идеологическим причинам. В число таких
стран попадает и Российская империя, в которой методика Монтессори применялась,
пускай и в ограниченном количестве с 1913 по 1926 год. Огромная заслуга в
распространении и возникновении этой педагогической системы в России принадлежит Юлии Фаусек.
В 1926 году все педагогические
эксперименты были свернуты, а учебные заведения, работающие с детьми по системе
Монтессори упразднены. Практически на семьдесят лет эта система была забыта.
С распадом СССР возникает вновь
интерес к этой системе. В настоящий момент существует Центр Монтессори в
Москве, который организовывает и осуществляет помощь Монтессори – учреждениям в
России. Однако обучение по этой методике ведется исключительно в частных
образовательных учреждениях.
Методика итальянского педагога
направлена на развитие потенциала детей путем самообучения. Учитель выполняет
роль не источника данных и их
транслирования, а, скорее соратника и организатора. При этом, если в
классической школе главным является учитель, то в школе по методу Монтессори –
ученик.
Любое новое знание осваивается
через практику, с опорой на органы чувств — увидеть, потрогать, по возможности
услышать, понюхать и попробовать на вкус. Дети наблюдают за растениями и
насекомыми в школьном дворе и готовят доклады. Осваивая физику и химию,
проводят эксперименты и опыты. Практикуясь в письме, пишут стихи. Изучая
историю, географию ходят в музеи и штудируют энциклопедии.
Даже математика по «монтессори»
не абстрактна, а материальна: благодаря специальным пособиям дети могут руками
разложить целое на части, подержать в ладонях единицу измерения и тысячу
единиц. Обучение в монтессори-школе — это естественный ход жизни, и он в основе
метода.[2]
Методика основана на следующих
положениях:
Ребенок активный. Роль взрослого
непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
Ребенок — сам себе учитель. Он
имеет полную свободу выбора и действий.
Дети учат детей. Поскольку в
группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями,
при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
Дети принимают самостоятельные
решения.
Занятия проходят в специально
подготовленной среде.
Ребенка нужно заинтересовать, а
развиваться он будет сам.
Полноценное саморазвитие — это
следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
Ребенок становится самим собой,
когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
Уважение к детям — отсутствие
запретов, критики и указаний.
Ребенок вправе ошибаться и
доходить до всего сам.
Ребенок познает мир при помощи
манипуляций с предметами. Стоит отметить, что предметы могут быть любые,
однако, следует стремиться к тому, чтобы при помощи этих предметов ребенок смог
познвать мир, обучаясь чему – то новому.[3]
Проведя анализ системы
Монтессори, мы смогли выявить определенные достоинства и недостатки, присущие
этому подходу работы с детьми.
Достоинства – ребенок развивается
самостоятельно, приучается к ответственности, при обучении учитываются его
интересы и особенности, он быстрее адаптируется к обществу.
Недостатки системы – неумение
дружить, поскольку в обучении упор на индивидуальность, отсутствует потребность
в учителе, отсутствует представление о сюжетно – ролевом поведении.
Метод Монтессори не предполагает
наличия у педагогов четкой образовательной программы — им намного важнее
следовать за ребенком, его интересами и способностями. Как и в любых других
свободных системах образования, это может порождать дисбаланс между качеством
изучения различных предметов и перекос в знаниях ребенка.
В современном педагогическом
образовательном пространстве уже нашли широкое применение инновационные
программы, разработанные на основе метода М. Монтессори. Так, в начальных
классах и средних образовательных учебных заведениях школ Москвы, Томска, Ростова-на-Дону
и других городов России эти программы успешно реализуются, например: программа
школы: «Русская Монтессори — школа Анны Дурмановой» (для детей 6-12 лет).
Режим школы полного дня и
уникальная Монтессори-система обучения позволяют помимо стандартного набора
предметов, рекомендованного Министерством Образования РФ: русский язык,
литература, математика, окружающий мир, английский язык, изобразительное
искусство, музыка (пение), включить в программу дополнительные дисциплины:
физика, химия, мировидение, искусство фотографии, живопись, хореография,
фортепиано, тематические экскурсии.[4]
В организации учебного процесса
на развитие ребенка работают правила и принципы, выработанные на основе
научного метода Монтессори с использованием передового отечественного и
зарубежного педагогического опыта.
Ярким свидетельством
эффективности и качества образования по системе Монтессори являются знаменитые
выпускники Монтессори-школ: Сергей Брин, Лари Пэйдж, основатели Google, Уилл
Райт, автор игры TheSims, Джеф Безос, основатель Amazon, Джимми Уэлс,
Основатель Wikipedia, писатель Габриэль Гарсия Маркес, Питер Друкер, самый
влиятельный теоретик менеджмента нашего времени, принцы Уильям и Гарри.
Самое интересное, что есть уже
много различных высказываний о влиянии такого образования на то, что эти люди
сделали и продолжают делать для мира и общества. Например, вице-президент
Google говорит, что надо знать, что Лари и Сергей — выпускники Монтессори,
чтобы понимать, как устроен их мозг, их мышление. Проецируя принципы Монтессори
в компанию, они мотивируют сотрудников создавать ценность для мира.
Другие известные монтессорийцы —
создатели гигантских инновационных компании -нацелены на возможность создания
ценностей не в ущерб получению прибыли, при этом прибыль не является единственной
для них ценностью. Они настоящие новаторы в маркетинге.
Но все-таки, несмотря на
популярность Монтессори-педагогики в нашей стране, однозначного отношения к ее
методикам не существует. В России успешно функционируют десятки
садов-Монтессори. Только в Москве и Московской области их насчитывается около
70.
Многие педагоги и родители
отмечают грандиозные успехи, которые были достигнуты детьми, посещающими сады
Монтессори. Но в тоже время многие родители и педагоги выступают против таких
детских садов. Существует система МИР, которая выступает против Монтессори
педагогики.[5]
Признавая, что "педагогика
Монтессори" — это первый гениальный и научный опыт в традиционной
педагогике, П.В. Тюленев — руководитель системы — принципиально возражает
против исходной концепции Монтессори — педагогики, с которой не соглашается
практически ни один современный родитель, если знает о ней, разумеется, и
которая словно бы сводит роль воспитателя или родителя к сравнительно
пассивному наблюдателю и помощнику своему ребенку.
Кроме того, ужасающе устарели
границы сенситивных периодов, установленные в свое время Марией Монтессори.
Отсюда запреты руководителей "Монтессори — центров" принимать детей
до 3-х лет, и так же, утверждения о невозможности заниматься с неподготовленным
ребенком в пять лет. В целом, Тюленев характеризует педагогику Монтессори как
ошибочную и демагогическую.
Таким образом, Монтессори
педагогика очень перекликается в большей своей части с требованиями нового
ФГОС, что дает возможность применять ее в России на практике. По сути, новые
ФГОС очень похожи на идеи Монтессори, только с небольшими изменениями. [1] Богуславский М.В., Сороков
Д.Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. — М., 2014. С 115 [2] Орлова, Дарья Большая
книга Монтессори / Дарья Орлова. — М.: Прайм-Еврознак, ВКТ, 2019. С 57 [3] Афанасьева Т. Учить по
Монтессори. — М., 2016. С 68 [4] Любина Г. А. Работа с
родителями в Монтессори-группе (из опыта работы). М. 2015 ММЦ. С 13 [5] Дичковская И.Н.,
Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. —
М., 2018. С 79