Философия Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Научная статья по теме: «Долг, страх и совесть как основа морального поведения»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ДОЛГ, СТРАХ И СОВЕСТЬ КАК ОСНОВА МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация В представленной работе осуществлено исследование кантианской модели нравственного поведения в аспекте долга – императива, религиозной модели на примере христианства и мусульманства, а также материалистической модели, представленной в учениях Карла Маркса, Людвига Фейербаха и А.И. Герцена. Изучение производилось по историческим и причинным категориям. Представленный материал как результат обработки и анализа информации представляет собой обобщённый и уникальный подход в трактовке морального поведения, основанного на исторических факторах, и, возможно, будет успешно применён на практике в современном обществе, что повлияет на его культурно-нравственное воспитание.

Ключевые слова: религия, страх, Иммануил Кант, совесть, долг, императив, материалистическая модель, ислам, христианство, мусульманство, Людвиг Фейербах, А.И. Герцен, Карл Маркс, совесть, мораль, нравственность, кантианство.

В данной научно-исследовательской работе будут рассмотрены представления о морали с различных теоретических сторон, во-первых, с точки зрения философии Иммануила Канта, где определяющим моральным принципом человека является императив – нравственный долг, являющийся стержнем деятельности каждого разумного человека. Затем на основе двух из основных религий будет рассмотрено явление страха как инструмента, формирующего богобоязненность в верующих и побуждающего их к выполнению божьих заповедей.

Необходимость проведения данной аналитической научной работы проявляется в потребности человеческого общества в стандартах норм морали во все времена и эпохи, как структуры, наполняющей их духовный мир, определяющей категории добра и зла, а также формирующей модель поведения, наиболее благоприятной как для самого человека, так и для общества, которое его окружает.

В ходе исследования будут прослежены различные основания для морального воспитания и нравственного сознания, как по категориям исторического развития (религия – кантианство — материализм), так и по категории причинности (страх — принуждение, долг — необратимость, совесть — побуждение). Далее будут выявлены основные расхождения в принципах подходов и результатов, к которым они приводят. В результате чего, в конце исследования, будет выявлена приблизительная форма морального поведения, наиболее приближённая к объективному пониманию нравственности.

Для выполнения задач данной научной работы будет использована следующая литература: статьи Сусловой И. Б. и Кашина В.В., определяющие нравственные и этические нормы кантианства, посредством которых удастся установить значение долга в философской морали Иммануила Канта, затем для постижения роли страха в регуляции морального поведения в религии будут изучены труды Валиева И. Н. «Страх в религии», Яблокова И. Н. «Психология религии», а также обширный сборник материалов научно-практической конференции преподавателей мусульманских образовательных организаций.

В морально-этических представлениях философа Иммануила Канта человек не может обладать сформированным нравственным опытом и явственной добродетелью до тех пор, пока последняя не была осознанна им в контексте противопоставленности противоположной категории. Иначе говоря, если человек не знает, что есть зло для него и для мира, он не сможет добросовестно творить добродетельные поступки [1, с. 82]. В данном случае, ключевым фактором морального поведения является образ мысли, который будучи «нечистым» не позволит человеку совершать истинные добродетели [1, с. 82].

Нравственные нормы же формируются у индивида в процессе обучения, посредством опоры на определённые законы морали, чистую идею как суть деятельности [1, с. 83]. Хороший пример, в данной системе обучения, будет являться не образцом, а доказательным подтверждением здравого поведения и образа жизни следования долга [1, с. 83]. Таким образом, в терминологии Канта о моральных представлениях присутствуют термины «приручение» и «отлучение», согласно чему, можно сделать вывод, что, по мнению Канта, нравственность – это форма привычки и постоянных упражнений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы