Статья на тему Наставничество как фактор профессиональной адаптации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
НАСТАВНИЧЕСТВО
КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ Аннотация:
В статье рассматривается наставничество как один из ведущих факторов,
способствующих успешной адаптации молодого специалиста. Проанализированы
понятия «адаптация» и «наставничество», охарактеризованы основные формы,
задачи, функции и преимущества применения наставнической деятельности.
Ключевые
слова: адаптация, молодой специалист, наставничество.
Abstract: The
article considers mentoring as one of the leading factors contributing to the
successful adaptation of a young specialist. The concepts of “adaptation” and
“mentoring” are analyzed, the main forms, tasks, functions and advantages of
applying mentoring are described.
Keywords: adaptation, young specialist, mentoring. Постановка
проблемы.
Проблема профессиональной готовности выпускников высших учебных заведений и
учреждений среднего профессионального образования, возможности их адаптации к сверхстремительно
меняющимся социально-экономическим условиям является одной из наиболее
актуальных на сегодняшний день. В преобладающем большинстве случаев, начиная
свою работу, молодой специалист сталкивается со значительным количеством
проблем, которые могут заключаться в нехватке информации, нестабильных
взаимоотношениях с коллегами, отсутствии необходимых методических наработок и
опыта профессиональной деятельности. С целью предотвращения возникающих в
начале осуществления профессиональной деятельности проблем у молодого
специалиста существуют мероприятия, направленные на увеличение эффективности
процесса адаптации. Одним
из факторов, способствующим быстрой профессиональной адаптации молодого специалиста
в организации, выступает наставничество.
Теоретические и
методические основы исследования процесса адаптации молодого специалиста в
организации заложены в трудах В.Г. Афанасьевой, Т.Ю. Базарова, Л.П. Буевой, В.Р.
Веснина, Т.И. Заславской, Г.Десслер, М.Е. Литваком, М.О. Патуха, Н.М.
Римашевской.
Значимость наставничества в
профессиональной адаптации молодого специалиста рассматривали в своих научных
трудах Ю.В. Кричевский, О.Е. Лебедев, Ю.Л. Львова, А.А. Мезенцев, Н.В. Немова,
В.А. Сухомлинский. Значимый вклад в исследование проблемы наставничества на
этапе адаптации молодого специалиста внесли такие ученые, как Т.И. Бочкарева,
И.С. Гичан, С.Н. Иконникова, Е.М. Павлютенков, Н.М. Таланчук, А.И. Ходаков,
В.М. Шепель.
Изложение
основного материала.
В современных условиях нет единой трактовки понятия «адаптация». Адаптация в
педагогике понимается как многофункциональное понятие. Данная категория
включает в себя способность человека к преобразованию своего поведения. В
первую очередь, адаптация находит отражение в сохранении положения внутреннего
комфорта и выживаемости отдельного индивида в разнообразных материальных, экономических
и социально-психологических условиях. Факт наличия у человека адаптационной
способности указывает на гибкость психики, ее профессиональную, психологическую
и социальную мобильность.
В тому же,
адаптацию можно представить через наличие способности у индивида за счет своих
действий инициировать преобразования окружающей среды. Эта возможность осуществляется
через убеждение окружающих, умение вести за собой других людей, a также превносить
изменения в окружающий материальный мир.
Адаптацию молодого
педагога можно представить как двухстороннее приспособление недавно начавшего
трудовую деятельность молодого специалиста к образовательной организации, базирующуюся
на поэтапной «вживаемости» педагога в новой социальной, организационно-экономической
и профессиональной обстановке.
Из имеющихся видов
адаптации для молодого специалиста, недавно принявшегося за выполнение трудовой
деятельности, будет характерна производственная адаптация. Данный вид адаптации
может подразделять на два подвида: профессиональную и социально-психологическую
адаптацию. Профессиональная адаптация касается сферы освоения молодым специалистом
трудовых обязанностей и профессиональной деятельности в целом.
Социально-психологическая адаптация может рассматриваться с позиции
приспособления и вхождения работника в трудовой коллектив [2, с. 53].
Е.В. Маслов
выделяет следующие виды производственной адаптации:
–
психофизиологическая адаптация, включающая приспособление работника к новым
психологическим, эмоциональным и физическим нагрузкам, а также к
санитарно-гигиеническим условиям предприятия;
– социально-психологическая
адаптация представляет собой адаптацию молодого специалиста к взаимоотношениям
в трудовой коллективе, нормам и правилам поведения;
– организационная
адаптация, содержащая освоение работником организационных требований, а именно
формальных отношений между работниками предприятия, содержанием режима труда и
отдыха, трудовой дисциплины;
– профессиональная
адаптация, заключающаяся в освоении профессиональной деятельности, приобретении
практических и теоретических знаний, умений и навыков, в профессиональном
становлении работника как квалифицированного специалиста;
– экономическая
адаптация заключается к приспособлении работника к экономическим условиям: к
системе оплаты труда и материальному стимулированию [4, с. 19].
Приходя в образовательную
организацию, молодой специалист входит в систему внутренних отношений учреждения,
начинает занимать в нем определенную позицию, в которой имеются свои требования,
нормы, правила поведения, регламентирующие социальную роль педагога в
педагогическом коллективе как коллеги, подчиненного, члена коллективного органа
управления, общественной организации