Музееведение Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Музейно-краеведческая деятельность в современных условиях. Тенденции развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

В современном мире в настоящее время формируется новое ценностное отношение к культуре, к историческому наследию, появилась необходимость пересмотреть отношение к получению информации о музейных предметах. Поэтому проблема рассмотрения музейно-краеведческой деятельности в современных условиях очень актуальна.

На сегодняшний день музей является важным участником образовательных учреждений по решению проблем, связанных с воспитанием, обучением и развитием не только детей, но и взрослых.

Огромную роль играет предметная среда, с помощью нее человек получает знания, делает новые открытия, анализирует полученную информацию, всесторонне развивается. Предметы культурного и природного наследия имеют большую силу убеждения, нужно лишь уметь правильно предоставить эту информацию зрителю [1].

Краеведческий музей играет большое значение как эстетической, научной, информативной ценности отдельных предметов.

В современном музее имеются различные способы группировки предметов культурного и природного наследия:

— выделение центральных экспонатов, которые несут максимальную смысловую и образовательную нагрузку в целостной композиции;

— вокруг какого-либо важного экспоната для привлечения внимания посетителей используется так называемая разрядка: вокруг него оставляется пустое пространство — оно-то и служит акцентом;

— «экспозиция в окне»: этот прием позволяет посетителям музея войти в другое время и пространство.

Обращаясь к методологическим тенденциям советских краеведческих музеев второй половины советского периода, отметим, что музеи местного значения 1920-х годов кардинально отличались от краеведческих музеев второй половины XX века. На период начала власти Советов интерес к музеям был не искусственно спровоцирован, а явился естественной потребностью рабочих и крестьян в создании мест общественной и исторической памяти. Другим было отношение и к музейному предмету: любая «старая» вещь имела ценность, потому что она «старая», т.е. является свидетельством прошлого. «Музейный бум» 1960-х годов является методологически обоснованным и спровоцированным. Следует отметить особое отношение к музейному предмету в советском музее, которое прослеживается в трудах научных сотрудников музее [3].

В настоящее время основной тенденцией является зависимость музеев от государственных программ, грантов, конкурсов и идей информатизации. Однако, если мы говорим, об основах музейной деятельности, то должны упомянуть, что изначально специфика музеев — это показ «старинных» вещей и возможность соприкоснуться с прошлым, а не просто визуализация музейных предметов. Парадокс музейной деятельности в том, что классический краеведческий музей, не может обойтись без государственной поддержки, однако, государственная поддержка неизбежно влечет твердое регулирование направлений работы музеев.

На сегодняшний день сотрудники музеев все чаще придумывают и внедряют собственные оригинальные приемы музейно-краеведческой деятельности.

Среди перспективных направлений работы последних лет музейной деятельности является работа в культурно-образовательной деятельности краеведческих музеев. Они становятся центрами как официального, так и неофициального общения для всех категорий населения (начиная с самых маленьких и заканчивая людьми в возрасте). Мы видим, что взаимодействие с музейной аудиторией нуждается в постоянном улучшении тематики экскурсий и появлении новых видов экскурсий, разработке новых программ для аудитории краеведческих музеев, появление новых видов уроков. Краеведческие музеи имеют свою специфику и своеобразие региональной культуры. Воспитательная работа разной направленности, обучение и развитие — их основные цели [2].

Если говорить о различных научно-методических и исследовательских приемах музейной краеведческой работы, то можно отметить, что все они служат одной цели — созданию особого музейного пространства, которая способствует развитию общественного краеведения среди широкой научной и творческой общественности. Музейное краеведение, от любой другой краеведческой работы, отличалось также наличием предметной тематической экспозиции о крае, обладающей способностью одновременно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную, нравственную сферы личности, благодаря его определенным свойствам.

Музейные экспозиции, посвященные определенным периодам развития истории и культуры народов России, являются своеобразным материализованным краеведением. Благодаря этому идет приобщение населения к «реальным вещам», постигается «язык вещей», передаются краеведческие знания о материальной и духовной культуре народов России.

Краеведческая деятельность сегодня является одной из ведущих и активно развивающихся аспектов работы музеев. Сложился большой спектр форм подобной деятельности. Так, специалисты-музееведы выделяют 10 базовых форм: лекция, экскурсия, консультация, встреча с интересным человеком, научные чтения (конференции, сессии, заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), концерт (вечер, театрализованное представление), различные праздники и игры, связанные с историей.

По направлению «сохранение и развитие сети музеев» решаются задачи, связанные с:

— обеспечением обязательного участия организованного музейного сообщества в принятии на всех уровнях власти и управления решений, связанных с деятельностью музеев;

— введением запретов ликвидации государственных и муниципальных музеев, за исключением случаев ликвидации по решению суда, а также реорганизации музеев путем присоединения к организациям, музеями не являющимися;

— обеспечением гарантий стабильности руководства музеев, предусматривающих заключение трудовых договоров с руководителем музея на срок не менее 5 лет;

— реализацией программы создания в регионах России системы музеев-спутников и кластеров крупнейших музеев страны на основе прямых соглашений между администрациями соответствующих субъектов Российской Федерации и крупнейшими музеями страны, предусматривающих преимущественное финансовое участие регионов;

Для создания культурно-образовательных и музейных комплексов, а также при проектировании их музейной составляющей, необходимо обеспечивать улучшение условий для деятельности действующих музеев соответствующего региона (города). Планируемые места размещения таких комплексов и характер их музейной составляющей должны до принятия решения проходить обязательную экспертизу Союза музеев России.

— установлением особого порядка рассмотрения и принятия решений по запросам государственных, религиозных и иных организаций о передаче занимаемых музеями и музеями-заповедниками объектов недвижимости, а также музейных предметов, входящих в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы