Отечественная история Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Митрополит Киприан Киевский и его вклад в развитии русского летописания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

МИТРОПОЛИТ КИПРИАН КИЕВСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИИ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ

Аннотация: В статье рассматривается значение деятельности митрополита Киприана Киевского в русском летописании, в том числе и его роль в создании Троицкой летописи, а также его влияние на русскую православную литературу. В статье также рассматривается начало летописания на Руси, характерные ее особенности, а также политическая деятельность Киприана. В качестве анализа деятельности митрополита в рамках русского летописания используются работы различных историков уже затрагивающих тему летописания и вклада в нее митрополита Киприана в частности.

Роль Русской Православной церкви в государстве Российской всегда являлась одной из самых изучаемых тем в отечественной истории. В массовом сознании давно присутствует установка о том, что церковь как социальный институт, долгое время и в частности в период раннего и высокого средневековья являлась источником не только эмпирического, но и рационального знания. Христианские ученые, во многом опираясь на труды своих античных, а иногда и арабских предшественников, занимались сбором и анализом уже существующей информации научного толка, которая далее хранилась в качестве фолиантов в церковных библиотеках. Помимо естественных наук, большое внимание уделялось и наукам гуманитарным, в частности истории, которая старательно фиксировалась священнослужителями в качестве летописей. Летописи в одно время представляли собой продолжительный рассказ о прошедший событиях с точностью до года, а в другое время, содержали в себе нравственно-идеологические постулаты, которые очень просто заметить в тех фрагментах, когда летописцы затрагивают языческое прошлое. Подобная тенденция характерна не только для русских, но и для западных и восточных летописцев, которые часто отдавали дань уважения собственной религии и часто отмечали недостатки чужой.

Русское летописание берет свое начало со второй половины XI века, с составления «Древнейшего свода», год написания которого не установлен точно до сих пор. По А.А. Шахматову «Древнейший свод» был составлен в 1039 году , а по М.Д. Приселкову – в 1037 году. Тем не менее, начало летописания приходится на правление Ярослава Мудрого, внутренняя политика которого прямо связана с укреплением православной культуры в государстве. «Древнейший свод» в дальнейшем станет основой «Начального свода» (1093-1095), который в свою очередь продолжится «Повестью временных лет». В данной схеме можно видеть четкую тенденцию, по которой летописание предполагает собой общий свод летописей, которые образуют собой сборник. Помимо русских летописей, в таком сборнике имелись и выписки из византийских источников, а также документы из киевского архива. Такой подход значительно упрощает изучение хронологии, потому как повествование подкрепляется документально, а также имеются сторонние источники позволяющие получить общую картину происходящих событий.

В дальнейшем «Повесть временных лет» неоднократно дополнялась и видоизменялась. Первой редакцией принято считать работу Нестора, которая была создана около 113 года. Вторая редакция, в отличие от первой, сохранилась, так как была включена в состав Лаврентьевской летописи. Вторая редакция была составлена игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Третья редакция также сохранилась и была включена в состав Ипатьевской летописи.

Мы приводим в данной работе историю раннего летописания для того, чтобы отметить, что изначальный ее источник именно в Киеве, наиболее крупном и богатом на тот период городе и фактически столице, хотя данный термин не совсем уместно использовать в отношении российского государства на данном этапе. Тем не менее, летописание киевского отличалось своей обширностью и в какой-то степени эпичностью, потому как затрагивало те события, которые имели важное значение для повествования о территориальной, династической, международной и религиозной истории Руси. Именно по этой причине региональное летописание брало «Повесть временных лет» за основу для описания более ранних периодов русской истории.

Региональное летописание активно развивается с XII века, как раз с усиления феодальной раздробленности на территории Руси, которое связывают со смертью киевского князя Мстислава великого в 1132 году. Новыми летописными центрами становятся Новгород, Псков, Ростов, Тверь и Москва, но происходит это после окончания монгольского ига, потому как в XIV веке начался активный летописный спад.

Касательно Киева, как центра летописания отметим, что он сохранял за собой данный статус до XIII века. В.Т. Пашуто называл 1238 год окончания активной летописной деятельности в Киеве. Киевская летопись велась в Выдубицком монастыре, а затем стала частью Ипатьевской летописи.

Таким образом, мы можем отметить, что Киев можно считать изначальным летописным центром, но с началом феодальной раздробленности, другие княжества стали иметь собственные летописи, которые излагали события с учетом специфики регионов, однако все-таки беря за основу Киевскую летопись, что по сути можно считать не только рациональным подходом к составлению исторического свода, но и свидетельством определенного уровня национального самосознания.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы