Статья на тему Митрополит Даниил Московский и его вклад в развитие русского летописания
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
МИТРОПОЛИТ ДАНИИЛ МОСКОВСКИЙ И ЕГО ВКЛАД В РАЗВИТИЕ РУССКОГО ЛЕТОПИСАНИЯ
Аннотация: В данной статье рассматривается роль московского митрополита Даниила в традиции русского православного летописания. Так приводится краткая история зарождения летописания на территории Руси, рассматриваются условия возникновения летописании в Москве. Приводятся особенности служения митрополита Даниила, его борьба с еретиками, и отражение этих особенностей в летописной и литературной традиции.
Ключевые слова: летопись, митрополит, централизация, феодальная раздробленность, Москва, Киев, центр, нестяжательство, иосифлянство, княжество.
Значение летописания порой до конца не понимается в общественном сознании, потому как основной функцией данной ремесла обозначают передачу информации об историческом прошлом из поколения в поколения. Однако очевидно, что мы можем узнать не только фактическую информацию, но и сведения иного толка. Например личные взгляды самого автора или сословной структуры, которую он представляет, на описываемые исторические события.
Особенное место в истории летописании имеет роль и функции Русской Православной церкви. Летописание традиционной связывают именно с этим социальным институтом, что в некоторых случаях верно. Русскую Православную церковь действительно можно считать крупным и лидирующим конгломератом в данной отрасли. Тем не менее, важно рассматривать в летописных сводах не только позицию самой церкви, но и тех, кто стоял во главе данного института, и тех, кому он подчинялся.
Летописи чаще всего состояли не только из хронологических описаний, но и дополнялись нравоучительными или назидательными эпизодами, которые олицетворяют основную функцию религиозного института – ведение паствы. Эта особенность характерна для любой религии, не только для православной и в качестве яркого примера можно обратиться к летописям периода крестовых походов.
Однако если в указанном периоде мы говорим о централизованных государствах с четкой центральной властью, то при разговоре о русском летописании, стоит помнить о том, как именно оно сложилось.
Предшественником всего русского летописания можно считать «Древнейший свод», год которого не идентифицирован, однако определяется где-то в районе второй половины XI века. Относительно года его составления есть разные версии:
1) А. А. Шахматов определяет 1039 год;
2) М. Д. Приселков указывает на 1037 год.
Несмотря на различие в точных датировках мы можем видеть, что начало летописания связано с правлением Ярослава Мудрого. Именно в правление данного князя активно развивается и православная культура, которая связана с возвышением православной веры и принятия ее широким числом населения.
Важно отметить, что «Древнейший свод» впоследствии ляжет в основу «Начального свода», а тот в свою очередь – в основу «Повести временных лет». Это позволяет нам увидеть, что летописная традиция складывается по принципу дополнения и преемственности. В основу новых сводов идут не только ближайшие источники, но и записи из других государств, например Византии, отражающие события смежные указанным в новых источниках. «Повесть временных лет» также неоднократно изменялась и дополнялась:
1) Первая редакция приходится на 1113 год;