Статья на тему Мировые финансовые центры и их роль в международном движении капитала
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
World financial centers and their role in the international movement of capital
Мировой финансовый центр — это место сосредоточения банков и специализированных кредитно-финансовых институтов, осуществляющих международные валютные, кредитные, финансовые операции, реализующих соглашения связанные с приобретением ценных бумаг и золота [2, 78].
Мировые финансовые центры выступают основными источниками капитала, так как сами являются сосредоточием его внутри себя. Соответственно, движение капитала мировых финансовых центров играет важную роль в формировании экономики стран, как с развитой, так и с развивающейся экономикой.
На данный момент в мире существует большое разнообразие финансовых центров, поэтому автор считает возможным обратиться к классификации Бабаева С.С., который разделил их на три группы [1, 29-30]:
— финансовые центры в городах стран с развитой рыночной экономикой (Лондон, Нью-Йорк, Токио, Цюрих, Париж, Люксембург, Франкфурт-на-Майне);
— финансовые центры в развивающихся странах (Сингапур, Гонконг, страны Аравийского полуострова);
— оффшорные финансовые центры (Каймановы острова, о. Джерси и о. Гернси).
Офшорные финансовые центры – это территории, где юридических лиц освобождают от уплаты налогов, предоставляют обширные льготы по ведению бизнеса на основании законодательства страны [2, 8].
Российская Федерация не единственное государство в мире, чьи основные экономические и финансовые активы, компании металлургического комплекса, крупнейшие банки, компании электроэнергетики, машиностроения и т.д., контролируются из оффшорных зон. Вопрос офшоризации мировых и российских компаний достиг критического состояния. Данный процесс оказывает отрицательное воздействие на формирование экономики, так как стремление бизнесменов к получению прибыли необлагаемой налогами, приводит к выводу капитала из государства, его сохранению и приумножению в офшорных фирмах.
Использование оффшорных инструментов и фирм способствует росту, в мировой и российской экономике, вывода капитала. Отток денежных средств – форма перемещения капитала, что в последние года трансформировалась в проблему. Это происходит в результате движения денежных ресурсов государства (денежные средства физических и юридических лиц). Денежные средства следуют в другие государства в виде вложений, кредитов, для приобретения ценных бумаг и иных активов. Происходит отток капитала за границу, их количество сокращается в государстве, уменьшаются капиталовложения, тормозится формирование экономики. Такое экономическое положение формируется не только в России, но и в других странах, которые выводят свои средства в офшорные мировые финансовые центры.
Рассмотрим (табл. 1), движение капитала в России за 1996 – 2019 года.
Таблица 1 — Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором в 1996-2019 годах в России, млрд долларов США
Год Чистый ввоз/вывоз капитала Год Чистый ввоз/вывоз капитала
1996 -12,7 2008 43,7
1997 -7,8 2009 87,8
1998 -22,4 2010 -133,6
1999 -18,4 2011 -57,5
2000 -22,6 2012 -30,8
2001 -19,6 2013 -81,4
2002 -23,1 2014 -53,9
2003 -13,6 2015 -60,3
2004 -7 2016 -152,1
2005 -0,3 2017 -57
2006 -8,6 2018 -18,4
2007 -0,3 2019 -24,8
Источник: составлено автором по данным Центрального банка РФ
Только за последние 24 года отток капитала из России составил 694,7 млрд долл. (табл. 1). В 2016 г. отток российского капитала в мировые финансовые центры достиг максимума – 152,1 млрд. долларов, за рассматриваемый период.
Таким образом, на примере России, выявили, что отток капитала в оффшорные финансовые центры является негативным фактором. Это формирует убывание капитала и представляет малоэффективный кругооборот капитала. По сведениям Российского статистического ежегодника [4, 589-612] приток капитала в 2019 г. в Россию производился из стран с оффшорными юрисдикциями: Сингапур, Багамские, Бермудские острова, Джерси. Размер инвестиционных вложений юридических лиц из Российской Федерации направлялся в оффшорные области: БВО, Кипр, Багамы, Ирландию и др. Проанализировав значение оффшорных зон в ввозе / вывозе капитала в Российской Федерации, автор делает вывод, что приток активов с офшоров (составная часть 85% от единого размера капитала, поступивших в государство) не считается показателем возрастающей инвестиционной привлекательности Российской Федерации.
Таким образом, капиталовложения не результат роста инвестиционного климата Российской Федерации, а, наоборот, индикатор его спада. Предприниматели, не довольные условиями ведения бизнеса в Российской Федерации, регистрируют фирмы в оффшорных финансовых центрах и через них выступают инвесторами в отечественную экономику. Поступающие в государство денежные капиталы считаются итогом возврата денежных средств, полученных в оффшорных финансовых центрах, а отток капитала из Российской Федерации – выводимым капиталом. Отечественные компании вводят средства в офшорные финансовые центры, а далее ввозят их под видом зарубежных инвестиций. Таким образом, пятьдесят процентов капитала остается за границей, в офшорных финансовых центрах. Вследствие чего появляется неэффективный кругооборот капитала из Российской Федерации в оффшорные зоны и назад, что ещё сильнее негативно влияет на инвестиционный климат государства. Таким образом, создается непостоянная финансовая модель, базирующаяся на стабильной циркуляции одного и того же капитала, со временем оседающего в офшорных финансовых зонах за пределами Российской Федерации, то, что считается одной из главных факторов бегства капитала и недополучения налогов в госбюджет.
Российские и международные компании активно пользуются оффшорными финансовыми центрами для аккумулирования большего объема средств и получения наибольшей выгоды. Однако, то, что выгодно для предпринимателей, может нанести существенный ущерб экономике страны, особенно с развивающейся экономикой. Опыт ведения оффшорного бизнеса присущ многим корпорациям по всему миру, однако, именно для России данная проблема стоит остро, так как отток капитала из России в оффшоры уже образовало внушительные масштабы.
Рассмотрим и обратную сторону, как влияет отток капитала из страны, на примере России, на рост международных финансовых центров.
По данным, предоставляемым Центральным Банком, в Российской Федерации за 2019 год, отток капитала вырос в 2 раза по сравнению с 218 годом и составляет на данный момент 60 млрд. $. Но, если произошел отток капитала в России, то в оффшорном финансовом центре произошел приток. В данном случае, приток капитала составил 60 млрд. $.
Рисунок 1 – Ввоз капитала в оффшорные финансовые центры за 1996 – 2019 гг. млрд. руб.
Таблица 2 — Ввоз капитала в оффшорные финансовые центры за 1996 – 2019гг. млрд. руб.
Календарный год Ввоз в млрд. долларов
1996 14,4
1997 3,9
1998 23,8
1999 18,2
2000 21,7
2001 20,8
2002 24,8
2003 15
2004 8,1
2005 1,9
2006 8,9
2007 0,3
2008 -43,7
2009 -87,8
2010 133,6
2011 57,5
2012 30,8
2013 81,4
2014 53,9
2015 61
2016 154,1
2017 56,9
2018 15,4
2019 31,3
Итого 766,2
Источник: составлено автором по данным Центрального банка
Как видно из рисунка 1 и таблицы 2, отток капитала из России в оффшорные финансовые центры выступает положительным притоком капитала, а значит и ростом.
Стоит обратить внимание на то, что любое государство с позитивным сальдо текущего счета платежного баланса в открытой экономике вывозит основной капитал или через увеличение государственных валютных запасов, или через частный сектор, по этой причине отток капитала это не обязательно нехорошо, а поступление не всегда хорошо для экономики.
Причиной увеличения оттока капитала в 2019 году послужило ряд факторов. Курс рубля укрепил свои позиции на валютном рынке, и отечественные фирмы после «неудачного» 2016 года начали стремительно принимать участие в трансграничных операциях: оплачивать по кредитам, реализовывать капиталовложения за границу. Жители России по более низкому курсу стали приобретать больше иностранной валюты. Помимо этого, увеличение цен на углеводороды, которые в изобилии вывозятся из страны, привёл к тому, о чем рассказывала руководитель Центрально Банка – «в Российскую Федерацию было доставлено больше валюты, но выгоднее было ее перевезти туда, где есть потребность, и имеется вероятность приобрести хорошие дивиденды. И это не только лишь каприз бизнеса – так делает и правительство, помещая средства в иностранных ценных бумагах. Средства проходят туда, где им рентабельно и надежно» [5].
Приведенная выше статистика оттока и ввоза капитала в России и оффшорные финансовые центры — это «не сплошное воровство денег из экономики олигархами», как считают многие граждане Российской Федерации.
Выведенные 26,5 миллиардов американских долларов — это, например, те средства, которые инвесторы (в том числе иностранные) вывели из экономики России. Действующие санкции и риск наложения новых, вынуждает инвесторов выводить свои активы из российских государственных облигаций. Способствует этому и рост курса доллара, вкладывать средства в стабильную американскую экономику становится более выгодно, а риски таких вложений минимальные. Такая же ситуация, на данный момент (январь – март 2020 года) происходить и в Китае из-за вспышки эпидемии короновируса. Другими словами, увеличивается отток капитала, а ввозят его в международные финансовые центры, которые являются гарантом сохранения вывезенного капитала.
Автор рассматривает отток капитала и как ввоз импортных товаров. Для их приобретения из страны нужно вывести денежные деньги. Средства также нужны для погашения внешних долгов (государственный долг или долг частных компаний перед иностранными кредиторами).
В определении важности роли международных финансовых центров в движении капитала играют наличные средства фирм. Фирмы могут хеджировать более эффективно, поскольку производные стали доступными, поэтому требование о рисках сейчас ниже, чем 38 лет назад. Поэтому важно исследовать, резкое увеличение количества наличных средств фирм и с чем это связано. Такое увеличение представляет собой аномалию, которая бросает вызов существующим теориям детерминант корпоративных денежные средства или результатам изменений характеристик фирмы и их бизнеса, а значит и на кругооборот мирового капитала.
Увеличение наличных средств, имеет важные последствия для кредитного плеча фирм и регулирования капитала в мировых финансовых центрах. Большая часть финансовой литературы измеряет рычаги как отношение долга к активам или долг к капиталу. С помощью этих определений, мало что свидетельствует об уменьшении среднего кредитного плеча для фирмы в проведенном исследовании. Тем не менее, коэффициент чистого долга (определяемый как долг минус денежные средства, разделенные на балансовые активы), общий показатель кредитного плеча для практиков, демонстрирует резкое секулярное снижение. Большая часть уменьшения чистого долга объясняется за счет увеличения количества наличных средств. Происходит увеличение среднего соотношения денежных средств и капитала в оффшорных финансовых центрах. Фирмы увеличивают количество наличных средств для создания буфера, который нацелен на предотвращение непредвиденного риска для фирмы. Обратим внимание на отток капитала в оффшорные финансовые центры, там фирмы держат и наращивают свои денежные средства. Получается это взаимодополняющие понятия. Фирма, для защиты от риска, наращивает свое кредитное плечо, для этого выводя свои денежные средства в офшорные зоны, стимулирует отток капитала из страны и способствует ввозу капитала в международные финансовые центры. На основании такого вывода, автор приходит к выводу, что такие действия фирм стимулируют развитие и рост международных финансовых центров, делая зависимость стран от их функционирования еще силнее.
Весомый вес имеет возникающий риск для страны, при росте оттока капитала в оффшорные финансовые центры:
— Степень задолженности: наиболее логичным будет рассмотреть оценку риска дефолта, сколько страна должна не только иностранным банкам / инвесторам, но и своим гражданам. Поскольку более крупные страны могут занимать больше денег, в абсолютном выражении задолженность, как правило, зависит от ВВП страны. Уровень федерального долга в США, составляющий 102% ВВП, приближается к уровням, которых не было со времен Второй мировой войны, причем значительная часть роста ожидалась уже после кризиса 2008 года. Если существует связь между уровнем долга и риском дефолта, то вопросы по поводу риска дефолта в правительстве стран будут рассматривается с позиции контроля движения капитала.
— Обязательства по пенсиям / социальному обслуживанию. В дополнение к традиционным долговым обязательствам, правительства также берут на себя обязательства перед своими гражданами по выплате пенсий и оплате медицинского обслуживания. Поскольку эти обязательства также конкурируют за ограниченные доходы страны, которые имеют более крупные обязательства по этим показателям. То эти страны должны иметь более высокий риск дефолта, чем страны, которые этого не делают, а значит более высокий показатель по оттоку капитала в оффшорные финансовые центры.
— Доходы / поступления в бюджет страны. Государственные доходы растут за счет налоговых поступлений, которые регулируются как налоговым кодексом, так и законодательной налоговой базой. Доступ к большим налоговым поступлениям должен увеличить бюджет страны, который можно использовать для погашения внешних долговых обязательств.
— Стабильность доходов. Сущность долга заключается в том, что он порождает фиксированные обязательства, которые должны покрываться. Поэтому страны с более стабильными потоками капитала должны сталкиваться с меньшим риском дефолта, при прочих равных условиях, чем страны с нестабильным кругооборотом капитала. Но что является движущей силой стабильности доходов? Поскольку доходы поступают от налогообложения доходов и потребления в экономике страны, страны с более диверсифицированной экономикой должны иметь более стабильные налоговые поступления, чем страны, которые зависят от одного или нескольких секторов экономики. Наглядным примером является Перу, опираясь на производство меди и серебра на Ямайку, где экономика зависит от туризма, сталкивается с большим риском дефолта, чем при поставке в Бразилию или Индию, которые имеют более крупную и диверсифицированную экономику. Другим фактором, определяющим стабильность доходов, является тип налоговой системы, используемой страной. Обычно системы, основанные на подоходном налоге, генерируют более волатильные доходы, чем налог с продаж (или системы налога на добавленную стоимость).
— Политический риск. В конечном счете, решение о дефолте является не только экономическим решением, но и политическим. Учитывая, что суверенный дефолт часто подвергает политическое руководство давлению, вполне возможно, что при автократии (где меньше беспокойства по поводу негативной политической реакции) более вероятны дефолты, чем при демократии. Поскольку альтернативой дефолту является выпуск большего количества денег, независимость и власть центрального банка также будут влиять на оценку риска дефолта, а значит и смещение движения капитала к отрицательной тенденции.
— Скрытая поддержка со стороны других организаций. Когда Греция, Португалия и Испания вступили в Европейский Союз, инвесторы, аналитики и рейтинговые агентства снизили свои оценки риска дефолта в этих странах. Подразумевалось, что более сильные страны Европейского союза — Германия, Франция и скандинавские страны — вмешаются, чтобы защитить более слабые страны от дефолта. Опасность, конечно же, заключается в том, что поддержка является неявной, а не явной, и кредиторы вполне могут оказаться «разочарованными» отсутствием поддержки и отсутствием правовой защиты. Таким образом, полная оценка риска дефолта в стране требует, чтобы эксперт по оценке не ограничивался цифрами и понимал, как работает экономика страны, сила ее налоговой системы и надежность ее руководящих институтов.
Таким образом, отток капитала — это не плохо и не хорошо – это только индикатор текущей финансовой ситуации. До тех пор, пока увеличение оттока не оказывает большое влияние на курс валют, риски для экономики отсутствует. Образовывается кругооборот капитала между странами и международными финансовыми центрами, при условии, что выведенные капиталы снова возвращаются в экономику страны. Роль Международных финансовых центров велика, так как она способна либо разрушить экономику страны, либо ее восстановить, но в современном мире играет роль стабилизатора экономики многих стран.