Статья на тему Метафорическое моделирование методического дискурса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Аннотация: в статье рассматривается репрезентация метафорических моделей в англоязычном методическом дискурсе. Анализируется когнитивный потенциал метафоры при объяснении абстрактных категорий методического дискурса.
Ключевые слова: методика преподавания иностранных языков, метафорическая модель, метафора.
Abstract: the article considers the representation of metaphorical models in English methodological discourse. The cognitive potential of a metaphor is analyzed when explaining abstract categories of methodological discourse.
Keywords: methods of teaching foreign languages, metaphorical model, metaphor.
Метафора давно привлекает внимание лингвистов и языковедов. Хотя она нашла отражение во многих работах по лингвистике, многие аспекты ее употребления до сих пор полностью не изучены. Для современной лингвистики характерны исследования в области когнитивной лингвистики, представления о концептуальной метафоре как способе познания действительности.
Дискурсивный подход к изучению материала находит отражение в трудах Н.Д. Арутюновой, А.Н. Баранова, В.А. Масловой. Различные аспекты изучения дискурса рассматриваются в работах Н.В. Гороховой, В.И. Карасика, Е.В. Чернявской. Виды метафор и метафорических моделей получили детальную разработку в работах А.Н. Баранова, Е.И. Шейгал и других отечественных ученых.
Методический дискурс не так часто изучается, хотя в нем можно найти немало интересных моделей. Методика является по отношению к педагогике частной дидактикой, то есть теорией обучения конкретному учебно¬му предмету. Применительно к дисциплине «иностранный язык» методика – это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспита¬ния и овладения языком в процессе его изучения.
Обучение – это совместная деятельность преподавателя и учащихся, и представляет интерес проследить, как воспринимается ученик в метафорическом отражении. Метафоры полезны тем, что облегчают процесс мышления, дают нам эмпирические рамки, внутри которых мы можем осваивать полученные абстрактные концепты. Метафора пронизывает всю нашу повседневную жизнь и проявляется не только в языке, но и в мышлении и действиях. Наша бытовая понятийная система, в рамках которой мы мыслим и действуем, метафорическая по своей сути [2, с. 28].
Метафорическое моделирование методического дискурса чаще всего опирается на основное свойство метафоры передавать образ через представления о конкретном, физическом объекте.
Как известно, в традиционных педагогических системах ученик образно обозначался в виде объекта, который преобразует педагог (педагог – это субъект образовательной деятельности). Метафорически говоря, ученик – это сосуд, который педагог наполняет знаниями, или чистый лист, на котором педагог размещает информацию. К этому же ряду относятся образы податливой глины, с которой работает скульптор, или заготовки, которой мастер (учитель иностранного языка) придает нужные свойства. В рамках современной педагогики, учащийся – не пассивный объект, а как сознательный субъект, стремящийся к знаниям при помощи педагога. При таком подходе ученик воспринимается как альпинист, восходящий к вершинам знаний; солдат, который стремится добиться победы в войне с необразованностью; корабль, который движется к своей цели вопреки всем препятствиям и т.д.
Совсем иные функции выполняют метафоры в методическом дискурсе, где они часто выступают как «способ концептуализации педагогического знания» [1, с. 23].