Дефектология и логопедия Статья Педагогика/Психология

Статья на тему Механизмы и структура дефекта при заикании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

  

Введение:

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

Фрагмент текста работы:

 

МЕХАНИЗМЫ И СТРУКТУРА ДЕФЕКТА ПРИ
ЗАИКАНИИ Аннотация:
в данной статье представлен обзор представлений различных авторов о структуре
дефекта и механизмах развития заикания. Описаны физиологические и
неврологические основы развития заикания, а также психологические источники
данной патологии. Также рассмотрены основные проявления заикания как речевой
патологии.

Ключевые слова:
заикания, этиология, патогенез, структура дефекта, судороги. В
настоящее время отмечается достаточно большое количество детей, имеющих те или
иные нарушения речи. Одним из наиболее сложно поддающихся коррекции нарушений
речевой деятельности выступает заикание. Заикание представляет собой нарушение
темпо-ритмической стороны речи и характеризуется возникновением судорог во
время говорения.

Благодаря исследованиям М.А.Алексеева, Н.Е.Введенского,
А.В.Запорожца, Д.Г.Квасова, В.А.Кручинина, Б.М.Теплова, И.П.Павлова,
А.А.Ухтомского был описан алгоритм становления темпо-ритмических движений. Ими
было выяснено, что темпо-ритмические расстройства нарушения не только оказывают
негативное воздействие на речевую функцию ребёнка, но и уменьшают его
работоспособность и продуктивность деятельности, а целенаправленное
формирование темпо-ритмического чувства в условиях эмоционально-наполненной
учебно-игровой деятельности способствует коррекции отражательной способности
ребёнка.

Эта проблема весьма актуальна, потому что в настоящее время
во многих развитых странах, в том числе и в России происходит увеличение заикания
у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных
средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы
аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

Заикание
по МКБ-10 — это нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорожной
возбудимостью мышц речевого аппарата.

При
возникновении подобного нарушения страдают речевое дыхание и коммуникативная
функция речи.

Врач
Х. Гузман предполагал, что фундаментом заикания является поражение центральных
механизмов речи. Одновременно он выдвигал ошибочную гипотезу, что развитие моторных
центров речи осуществляется после рождения ребенка, что позволяет
координировать и направлять их развитие с помощью внешнего вмешательства. (Guzmann,
1898, цитируется по [5, с. 245]).

Х.
Гузман был достаточно близок к истине в плане понимания патогенеза заикания.
После рождение ребенка происходит формирование не непосредственно речевых
центров, а функциональных взаимодействий между речевыми и другими регулирующими
структурами мозга, на которые можно и необходимо осуществлять воздействия в
процессе речевой терапии.

Российский
врач И.А.Сикорский одним из первых обозначил заикание как детскую болезнь, соотнеся
его с этапом формирования речи у детей. К источникам возникновения заикания он
также относил нарушения в деятельности моторных речевых центров головного мозга.

Врач
А. Либманн предполагал, что судорожное состояние мышц, фиксирующееся при
заикании, обусловлено центральной гиперестезией— повышенной чувствительностью к
внешним стимулам. Поэтому больного необходимо отвлечь от речевого процесса для
устранения вмешательства этих раздражителей в генетически запрограммированный
речевой механизм.

Последователь
А. Либманна российский психиатр Г.Д. Неткачев, исследовавший заикание в начале
XX в. относил заикание к психоневрозам, базой для развития которых являются бессознательные
страхи раннего детства. Возникает случайная связь страхов с речевой функцией,
как с наиболее слабо развитой в генетическом отношении и поэтому в большей
степени подверженной внешним воздействиям, в том числе процессу обучения, не всегда
адекватному степени развития мозговых структур. Становясь элементом психической
деятельности ребенка, страх постепенно захватывает мышление, чувства и
становится причиной патологического формирования личности в общем. Лечения
взрослого больного заиканием направлено на перевоспитание личности посредством
психотерапевтической деятельности [7, с. 197].

В
понимании проблемы патогенеза заикания Неткачев был близок к позиции немецкого
психиатра Т. Хефнера. Он дифференцировал три стадии развития болезни. Для
первой стадии типичным является физиологическое повторение слогов у ребенка с
формирующейся речью (по Т. Хефнеру, первичная ассоциативная атаксия, т. е.
первичное нарушение координации движений мышц речевого аппарата).

Вторая
стадия— стадия вторичной диссоциативной атаксии, в рамках которой происходит
замедление или нарушение (по причине поражения мозга) формирования и тонкой
дифференцировки произвольных функций двигательного речевого аппарата. На обеих
стадиях может сформироваться заикание.

Третью
стадию развития заикания Т Хефнер обозначил как ассоциативную афазию. Говорящий
начинает понимать существующее нарушение речи. Он старается преобразовать
собственное произношение. Рефлекторное возбуждение увеличивает сосредоточенность
внимания на речи, что становится причиной образования вторичных
тактильно-моторных и акустических патологий [5, с. 245].

До
настоящего времени не сформировалось единых представлений о происхождении
заикания. Параллельно, все исследователи придерживаются точки зрения, что в
формировании заикания играет роль группа факторов: определенный возраст
ребенка, состояние центральной нервной системы ребенка, индивидуальная
специфика развития речевой деятельности, специфика формирования функциональной
асимметрии мозга, наличие психической травматизации, генетический фактор,
половой диморфизм [1, с. 54]. В процессе исследования вопроса заикания сформировалось
три подхода: патофизиологический (Л. И. Белякова), патогенетический (Л. И.
Белякова и Е. А. Дьякова) и психологический (Р. Е. Левина).

В настоящее время мозговая
локализация механизмов заикания до сих пор исследована недостаточно, заикание рассматривается
как тяжелая речевая патология по причине комплексности его проявлений: среди физиологических признаков дифференцируются судороги, которые разграничиваются по форме и
локализации, наличие непроизвольных движений тела и лица, патология
речевой и общей моторики,  нарушение речевого
дыхания, нарушение темпа и ритма речи, интонационной окраски высказывания,
логических (смысловых) ударений, фонетические и грамматические нарушения;
среди  психологических сложностей
выделяют логофобии и (или) звукофобии, речевые
и моторные уловки, изменение стиля речи, концентрация личности на заикании,
чувство собственной неполноценности, искаженное представление о себе, защитно-оборонительное
состояние несопряженности с членами группы, желание скрыть дефект, скоптофобия,
расстройство эмоционально-волевого фона и т.п.

Практически
все специалисты указывают на то, что в формировании заикания имеют значение психологические,
социально-психологические и биосоциальные факторы. При заикании нельзя выявить
особую одиночную причину, провоцирующую возникновение данного нарушения, так
как для этого требуется совокупность группы факторов:

1.
Определенный возраст ребенка. В доминирующем количестве случаев начальные
симптомы заикания возникают в возрасте 2-6 лет. Это обусловлено тем, что
развивающиеся на данном этапе координаторные механизмы речевой деятельности
находятся в процессе активного становления.

2.
Состояние центральной нервной системы ребенка. Во многих случаях у заикающихся фиксируется
органическое поражение мозга резидуального характера, которое появляется в
пренатальном или постнатальном периодах развития. Это поражение бывает
диффузным, в то же время, как правило, выявляются те или иные нарушения в
состоянии моторных структур мозга. Речь предъявляет высокие требования к тонко
дифференцированной моторной деятельности, степень сформированности которой обусловлена
целостностью и уровнем зрелости ЦНС. У части заикающихся не выявляется органического
поражения мозга. Одновременно типичными для них являются особые характеристики
поведения (повышенная впечатлительность, тревожность, низкий уровень адаптации
к новым условиям), что является признаком особого, более чувствительного состояния
ЦНС.

3.
Индивидуальные специфические характеристики процесса речевого развития.
Обнаруживается существенное несоответствие между речевым дыханием, которое
недостаточно развито, и психическим потенциалом воспроизведения сложных фраз. На
данном этапе психическая сторона речи опережает возможности моторной реализации
речи. При этом в психической стороне речи отмечается явное недоразвитие процесса
внутреннеречевого программирования.

4.
Специфика развития функциональной асимметрии мозга. Существует информация о
непосредственной связи заикания с левшеством, кроме того, заикание во многих
случаях формируется при перевоспитании леворукости. Электрофизиологические
исследования указывают на то, что при заикании страдает доминирующая позиция левого
полушария в организации устной речи (И. В. Данилов, И. П. Черепанов, 1970). Снижение
степени гармонического взаимодействия между симметричными структурами мозга у
заикающихся делает ЦНС особо ранимой, что негативно воздействует на их речевую деятельность.

5. Наличие
психической травматизации.

В современной логопедии, как правило, выделяется, триада заикания – речевые судороги, страх
речи и желание скрыть дефект.

Внешними
проявлениями заикания выступают прерывистость речи с разрывом слова на его компоненты,
слоги или звуки. Нарушение плавности высказывания в некоторых случаях
сочетается с судорогоподобным напряжением речевой мускулатуры, которое проявляется
только в ходе говорения. Основным симптомом хронического (стойкого) заикания выступает
дезинтеграция в ЦНС, которая провоцирует блок торможения в периферических
звуковоспроизводящих органах в форме судорожного спазма, сходный с судорогой во
время заикания. Длительность судороги может равняться от доли секунды до минуты
и более.

Таким
образом, следует отметить, что проблема этиологии, патогенеза, преодоления
заикания изучается достаточно давно.

Если
изначально причины заикания видели в недостатках воспитания, то с открытием
речевых зон мозга пришло понимание, что фундаментом формирования заикания
выступает наличие органических поражений мозга.

Следует
отметить, что заикание представляет собой комплексное нарушение речи, в
структуру которого в том числе входит и значительное нарушение
темпо-ритмических характеристик речи. Причин возникновения заикания выделено
достаточно много, однако среди них можно отметить основные: это психическая
травма и органическое поражение ЦНС. Кроме того, обязательным элементом
структуры дефекта при заикании выступает нарушение моторной сферы ребенка.

Среди
основных симптомов заикания выделяются судорожные запинки в речи, который могут
иметь разный характер. Кроме того, отмечаются своеобразные особенности
формирования психической сферы дошкольников, а также фиксация на собственном
речевом дефекте и, как следствие, нежелание или страх перед необходимостью
осуществления речевых процессов. Исследователи отмечают, что зачастую заикание
передается генетически.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы