Статья на тему Логопедическая работа по преодолению аграмматизмов в устной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРАММАТИЗМОВ В УСТНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Аннотация. Данная статья посвящена
рассмотрению логопедической работы по преодолению аграмматизмов в устной речи
старших дошкольников с общим недоразвитием речи. В результате проведенного
анализа был сделан вывод, что решить эту задачу позволит реализация комплексного
подхода при преодолении аграмматизмов в устной речи у детей с ОНР.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи,
ОНР, грамматическая сторона речи, аграмматизмы, преодоление аграмматизмов. Дети с общим
недоразвитием речи (ОНР) испытывают значительные трудности, связанные с
программированием высказывания, синтезированием отдельных элементов высказывания
в структурное целое, в отборе языковых средств (В.К. Воробьева, В.П.
Глухов, О.Е. Грибова, Т.Б. Филичева, Л.Б. Халилова, С.Н. Шаховская и
др.).
Одна из наиболее
распространенных патологий в развитии детей – это общее недоразвитие речи (ОНР).
Его особенность состоит в том, что у таких детей имеет место системное нарушение
всех сторон и форм речи. В частности, дети испытывают значительные трудности в
усвоении и использовании на практическом уровне грамматики родного языка
(Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Соботович, В.В. Тарасун
и другие).
Таким
образом, актуальность темы данной
статьи обусловлена современной тенденцией к возрастанию количества детей с общим
недоразвитием речи и требованиями социума к развитию личности.
По
утверждению Р.И. Лалаевой, детям для совершения различных грамматических
операций в процессе говорения требуется наличие высокого уровня развития
аналитико-синтетической деятельности, поскольку данные грамматические операции
являются довольно сложными [3]. Особенно это касается
дошкольников, обладающих общим недоразвитием речи.
При
ОНР дошкольники плохо усваивают знаковую форму языка, у детей отмечаются
нарушения, связанные с комбинированием знаков, оперированием знаками в процессе
порождения речи [1].
При
ОНР дошкольники легче овладевают пассивным и активным словарем, чем
грамматическим строем. Причиной такого затрудненного формирования
грамматической стороны речи является большая степень абстрактности
грамматических значений по сравнению с лексическими. Кроме этого, овладение
грамматикой русского языка требует от детей овладения большим количеством
правил [3].
Считаем
необходимым отметить, что последовательность формирования грамматического строя
речи при ОНР сохраняется такой же, как и при нормальном речевом онтогенезе:
грамматические формы словоизменения, словообразование, различные типы
предложений. Однако происходит это с некоторым отставанием в зависимости от
сложности речевого дефекта [3].
Как
отмечает Р.И. Лалаева, детям, обладающим общим недоразвитием речи, свойственны
значительные трудности в овладении морфологическими и синтаксическими
единицами, им сложно выбрать и комбинировать правильные грамматические средства
для того, чтоб четко выразить мысль [3].
В силу комплексного
характера факторов, влияющих на возникновение нарушений речевого развития,
нарушения речи рассматривается учеными в качестве сложного системного речевого
дефекта, включенного в структуру психического дезонтогенеза. То есть при ОНР
детям свойственно нарушение также и в познавательной, и в эмоционально-волевой
сферах. Поэтому работа по преодолению аграмматизмов в устной речи у
дошкольников с ОНР будет успешной, если буде реализовано комплексное
психолого-логопедическое воздействие, направленного как на коррекцию нарушений
речи, так и на формирование когнитивной и эмоционально волевой сферы этих детей
[2].