Менеджмент социокультурной деятельности Статья Экономические науки

Статья на тему Культурная политика России в условиях глобализации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Среди актуальных проблем современности тема глобализации уже давно занимает особое место и привлекает пристальное внимание исследователей: экономистов, юристов, социологов, политологов и др. Большинство из них рассматривают глобализацию в виде закономерного процесса усиливающихся хозяйственных и экономических связей между субъектами национальных и межнациональных экономик. Новейший этап мировой глобализации, давление недружественных государств на социокультурные и экономические основы нашей страны формируют угрозы и риски для дальнейшего развития российского общества и Российской Федерации. Именно это формирует существенные вызовы российскому обществу и государству.

Глобализация – это сложная категория с многоплановым и многофакторным взаимодействием экономических, нравственных, юридических, социальных, политических, этнических, религиозных, психологических и военных явлений международной жизни. Последнее явление (военное) в свете современных реалий международной жизни (события на Украине, например) приобретает особую опасность для мирового сообщества. Разумеется, в этих условиях глобализация обусловливает необходимость прогнозирования и анализа возможных угроз, разработки мероприятий по минимизации рисковых и преодолению конфликтных ситуаций в объединенном мировом хозяйстве.

Развитие международного экономического сотрудничества приводит к международной экономической интеграции, которая подразумевает формирование механизма целенаправленного управления согласованной политикой в различных областях деятельности (международной торговли, культурных связей, туризма, использования природных ресурсов, товарно-денежных отношений, научно-технической и образовательной деятельности и т.д.), позволяющего устанавливать устойчивые хозяйственные связи и обеспечивать выход воспроизводственного процесса за рамки национальных границ на основе межгосударственных соглашений и согласованно регулируемых межгосударственными органами в интересах достижения баланса интересов всех участников интеграционных процессов.

Изменение парадигмы политического и экономического развития России привели к социокультурным изменениям, которые изменили требования к разработке эффективной государственной культурной политики. Принципиальные изменения затронули многие аспекты развития и функционирования культурной составляющей. Под действием глобализации и развития информационно-коммуникационных технологий изменились технологии воспроизводства культуры, изменились рыночные механизмы создания и потребления культурных объектов, возникли новые формы культуры, для которых отсутствуют какие-либо ограничения для распространения культурных и духовно-нравственных ценностей. Интенсивное развитие мировой массовой культуры нередко противоречит традиционным духовно-нравственным ценностям России, которая является многонациональным государством, что накладывает определенный отпечаток на ее культурные особенности. Очевидно, что ведущая роль разрешении сложившихся противоречий отведена государству, одной из задач которого является формирование и обновление культурной политики.

В Основах культурной политики и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в ранг национальных интересов и стратегических национальных приоритетов возведено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Формирующаяся на этой основе российская ценностная модель культурной политики требует своего развития на всех направлениях: теоретическом, политическом, правовом, организационном, экономическом и социологическом.

Наличие в Стратегии государственной культурной политики до 2030 г. простых и прозрачных инструментов контроля ее реализации не утратило своей актуальности и по-прежнему остро востребовано. Предлагаемые в Стратегии новые подходы к финансированию учреждений культуры не соответствуют действующим нормам бюджетного и налогового законодательства. Финансовый механизм Стратегии все еще нуждается в доказательной демонстрации взаимосвязи (посредством использования целевых показателей) с национальными целями развития России, государственными программами и встроенными в них национальными проектами. Обеспечение на должном уровне качества стратегического управления выступает необходимым условием достижения национальных целей развития России и обеспечения национальной безопасности нашей страны.

Второе направление соотносится с научным анализом правового сопровождения культурной политики. Повышенный интерес исследователей затрагивает основы законодательства Российской Федерации о культуре, основы культурной политики, проектно-программный механизм ее реализации. «Все более отчетливым стремлением российского общества противопоставить таким современным «западным ценностям», как разрешение на однополые браки, пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений, соответствующее половое воспитание в школах, развитие ювенальной юстиции в направлении разрушения семьи и традиционных семейных ценностей воспитания детей, и другим такого рода «правам человека» многовековые социальные основы организации русского общества: приоритет общественных интересов на личными; определение роли индивида с точки его полезности для общества; развитие общинной этики и морали, основанных на взаимопомощи и поддержке; приоритет чести, достоинства над меркантильными потребительскими интересами; вера в справедливость и православие, отвечавшее коллективистским устремлениям русского общества, способствующее его консолидации и развитию нравственности и культуры и др.» [2, с. 3].

При этом государство обращает внимание на такие положения законодательно закрепленной культурной политики, как исключительно самостоятельная реализация Российской Федерацией на территории страны международных соглашений с другими государствами в области культуры. Важной составляющей культурной политики является «содействие развитию российской культуры за рубежом, поддержка связи с зарубежными соотечественниками на основе организации культурных центров, сотрудничества с землячествами, организации общих культурных программ, формирования условий для возвращения на Родину эмигрировавших ранее деятелей культуры» [3, с. 112].

Государство решает задачи внешней политики посредством культуры как ключевого компонента «мягкой силы», на официальном и неофициальном уровнях. Официальный уровень представлен взаимодействием государственных органов власти государств, на неофициальном уровне воздействие происходит посредством средств массовой информации, путем привлечения негосударственных организаций, таких как политические фонды и образовательные центры. Наиболее значимым объектом в применении «мягкой силы» являются именно неправительственные организации, так как их область действия и рамки полномочий гораздо шире. В России ЮНЕСКО является, пожалуй, самой «узнаваемой» и востребованной структурой семьи ООН. «За минувшие годы взаимодействия России с ЮНЕСКО накоплен богатейший опыт в сфере всемирного наследия, воспитания подрастающих поколений, реализации гуманитарных программ» [1, с. 223].

В последнее время из-за весьма агрессивной санкционной политики коллективного Запада, направленной на политическую, экономическую, социальную, культурную, правовую изоляцию России от остального мира, в Российской Федерации становится устойчивой тенденция по обеспечению своего государственного суверенитета, основываясь, прежде всего, на закреплённые в поправках к Конституции 2020 г. общенациональные, исторические, культурные, духовные ценности.

Роль государства как инициатора создания общественно-государственной системы, направленной на развитие личностной идентификации и регулятора объективного процесса становления гражданской идентичности молодого поколения посредством модернизации молодежной и образовательной политики, является особенно значимой в период социокультурной трансформации. Одной из стратегий молодежной и образовательной политики должно стать оздоровление общества, профилактика и коррекция негативных социальных и политических явлений в детской и молодежной среде. Особое внимание необходимо уделять содержанию досуговой деятельности, предназначенной для молодых граждан.

Таким образом, культурная политика государства формируется на основе базовых социокультурных ценностей социума, сложившихся в длительном историческом периоде, закрепляет их сущностное содержание, выстраивает механизмы их сохранения и развития. Это, с одной стороны, правовое установление отношения государства и общества к национальным социокультурным ценностям и культуре в целом в Конституции государства и других нормативных правовых актах, а с другой, формирование организационных и экономических механизмов в целях сохранения, развития и трансляции данных ценностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы