Статья на тему коррекция ффнр у дошкольников посредством компьютерных технологий
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 290 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Фрагмент текста работы:
Общение возникает раньше других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. Основной формой общения является диалог, реализуемый речевыми средствами.
Развитие речевой функции способствует активизации познавательно-мыслительных процессов.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи заметно ограничены возможности спонтанного формирования речевых умений, обеспечивающих процессы понимания и создания речевого высказывания.
Несовершенство коммуникативных навыков у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи не обеспечивает процесс свободного общения, а значит, препятствует развитию речемыслительной и познавательной деятельности, мешает воспитанникам полноценно овладевать знаниями.
Рассмотрим определение понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие речи».
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – это нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом.
При данном нарушении речи наблюдаются замены, смешение и искажение различных звуков, нарушение слоговой структуры слова, могут быть лексико-грамматические нарушения.
При постановке данного логопедического диагноза логопед изучает звукопроизношение у ребенка, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, связную речь, лексико-грамматический стой речи.
При выявлении нарушенных сторон речи, логопед выстраивает коррекционную работу по данным направления.
ФФНР может быть выражено:
— легкая степень. Наблюдается нарушение дифференциации дефектно произносимых звуков.
— средняя степень. Более серьезное нарушение звукового анализа, отсутствие дифференциации большего числа звуков, которые входят в разные фонетические группы.
— тяжелая степень. Наблюдается глубокое фонематическое недоразвитие, дошкольник не воспринимает звуки на слух, не может различить их, выделить в слове.
Применение компьютерных технологий в процессе организации коррекционной работы с детьми дошкольного возраста является эффективным, так как материал дается воспитанникам в игровой форме, что является актуальным.
Дошкольный возраст – это возраст, который несет в себе ведущий вид деятельности – игру. Исходя из этого, яркие, красочные и интересные задания будут способствовать эффективной коррекции речевых нарушений у детей.
Коррекционно-развивающая работа логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения речевого развития предполагает применение компьютерных и специальных коррекционных интерактивных програм, которые несут диагностическую, обучающую, развивающую и коррекционную функцию.
Применение компьютерных технологий при коррекции фонетико-фонематического недоразвития совершается по определенным направлениям.
Во-первых, это применение компьютерных технологий, как средства обучения.
Во-вторых, применение компьютерных технологий, как средства коррекции нарушений.
В-третьих, применение компьютера, как средства познавательного развития.
Использование компьютерных технологий при коррекции речевого развития является актуальным и эффективным средством, так как материал, предоставленный детям на экране в игровой форме, вызывает огромный интерес и мотивирует дошкольников на коррекционную и развивающую работу. При этом происходит активное решение всех поставленных задач.
Современные дети активно интересуются компьютерами, телефонами, планшетами, исходя их этого использование ИКТ повышает мотивацию детей к занятиям, вызывает интерес, несет в себе эффективность коррекционной логопедической работы.
Использование компьютера в коррекционной работе отлично решает задачи индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанникам.
При этом важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка при использовании компьютера, к ним относится организация зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, а так же дозировка во времени нахождения за компьютером или перед интерактивной доской.
В настоящее время в процессе диагностики и коррекции речевых дефектов дошкольников с ФФНР логопеды успешно используют целый ряд современных электронных продуктов, в частности, электронный альбом «Логопедическая-диагностика «Мерсибо»», пособие «Учимся говорить правильно», программа «Игры для Тигры», «Звуковой калейдоскоп», «Волшебный букварь» и другие.
Рассмотрим особенности и возможности применения в логопедической практике наиболее известных из них.
Программа «Игры для Тигры» используется для коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, яркость, игровая интерактивная форма подачи учебного материала способствует коррекции нарушений речи, а также является интересной для детей. Вместе с Тигренком дети выполняют задания.
Программа содержит в себе пятьдесят упражнений, которые разделены на четыре блока: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.
Программа «Волшебный букварь» дает возможность сделать чтение и письмо увлекательным с помощью игры с буквами.
Задания, которые предстоит выполнять ребенку, таковы: найди букву на экране, вставь пропущенную букву в слово, напечатай букву или слово и т.д.
Программа «Баба Яга Учится читать» предполагает методику опережающего обучения в стихах и играх, ярких и красочных анимациях и мультфильмах.
Для проведения диагностического обследования логопедом используется «Логопедическая экспресс-диагностика «Мерсибо».
В ней содержатся различные интерактивные игры и упражнения, которые помогают логопеду выявить речевые нарушения у детей.
Данная программа эффективна и полезна для педагогов, так как позволяет в короткие сроки провести обследование. Все раздели диагностики представлены на одном диске.
Программа усовершенствована, что позволяет использовать микрофоны для проговаривания ребенком слов, для записи его речи, а затем, можно прослушать речь и исправить ее.
Так же использование компьютера требуется логопеду при подготовке коррекционного занятия для дошкольника. При подготовке к занятиям учитель-логопед может использовать следующие виды компьютерных программ:
• программа PowerPoint – позволяет создать целое занятие с серией разнообразных заданий;
• программы Paint, Adobe Photoshop, CorelDRAW – позволяют создать яркие иллюстрации к занятиям;
• программы Macromedia Flash, PowerPoint – с их помощью создаются анимированные персонажи, буквы;
• программа «Word» помогает логопеду в проведении диагностики: она позволяет сохранить в памяти компьютера выполненное задание ребенком в начале года и после коррекции для наглядного сравнения результатов.
Основываясь на психологических и физиологических особенностях детей дошкольного возраста, необходимо отметить, что на данном этапе наиболее результативным является игровое обучение, которое позволяет сформировать новые знания, умения и навыки, вовлекая детей в захватывающий мир игры. Такое обучение возможно при использовании обучающих компьютерных программ.
Максимальный образовательный эффект имеет не столько применение отдельных программ, сколько комплексный подход к обучению с помощью компьютера.