Статья на тему Конституционно-правовой режим национальной валюты: российский и зарубежный опыт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Введение:
Одним из признаков государства, отделяющим его от негосударственных, догосударственных и иных образований, является «обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики». К таким материальным средствам авторы относят и национальную валюту.
В юридической литературе также существует мнение о том, что национальная валюта – один из обязательных признаков суверенитета государства.
Третья группа авторов считает, что закрепление национальной валюты как одного из обязательных признаков государства, не требуется. Это связано с тем, что мировая экономика и финансовые системы отдельно взятых государств ушли далеко вперед от правового регулирования национальной валюты. Ввиду того, что образуются различные экономические зоны, национальная валюта утратила свой определяющий статус.
Конституция Российской Федерации (далее – Конституция РФ) гарантирует наличие единого экономического пространства и использования единой денежной единицы – рубля (национальной валюты).
Категория «деньги» играет крайне важнуую роль в жизни общества. Деньги являются особыми знаками, выраженными в форме, установленной законом. Государство посредством правового регулирования определяет, какие знаки являются законным платежным средством на его территории. Кроме того, оно закрепляет наименование национальной денежной единицы. Такие наименования складываются в процессе долгого исторического развития видов и форм денег в каждом конкретном государстве и являются частью его национальной культурной традиции. Между тем именно государство закрепляет эти наименования в качестве официальных.
Государство устанавливает платежную силу денежных знаков. Платежная сила товарных денег в большей степени определялась стоимостью использовавшегося для их изготовления драгоценного металла, т.е. это было их внутреннее свойство. Современные деньги, утратив свою товарную природу, более не обладают внутренней платежной силой. Она, с одной стороны, гарантируется государством, которое ручается за платежеспособность национальной валюты, а с другой — закрепляется (обозначается) им на денежных знаках. Поскольку современные деньги не обладают внутренней стоимостью, обязательность их приема в качестве средства платежа гарантируется государственным властным велением.
В силу объективных обстоятельств валюты одних государств обладают более устойчивым и высоким курсом в сравнении с валютами других стран. В связи с этим граждане и юридические лица с большим желанием приобретают иностранную валюту, которую можно в дальнейшем использовать для сохранения капитала и осуществления расчетов. Все это приводит к вытеснению национальной валюты из обращения, что неприемлемо для любого государства, заинтересованного в проведении самостоятельной политики.
Вместе с тем, предполагается, что отсутствие закрепленной в основном законе государства национальной валюты не влечет за собой признание такой страны «негосударственной организацией». Правовое регулирование национальной валюты, на наш взгляд, существенно отстает от развития мировой экономики в целом ввиду нижеизложенного.
Фрагмент текста работы:
Основная часть
Согласно п.1 ст. 75 Конституции РФ «денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются» . Сформировавшаяся на основании рассматриваемой нормы практика антимонопольных органов указывает, что денежная единица рубль находится в приоритете перед остальными денежными валютами (так, например, Постановление Ивановского УФАС России от 13.09.2012 N 07-19/2012-054, Решение Татарстанского УФАС России от 12.03.2012 N 08-03/2012).
Обратимся к нормативно-правовым актам иных представителей романо-германской правовой семьи.
Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 года не предусматривает категорий «национальная валюта». Более того, ввиду того, что Германия является частью Еврозоны, официальной денежной единицей ФРГ является евро. Предшественник евро – немецкая марка – в начале 2000-ых годов выведен из обращения, все расчетные операции в стране совершаются в евро.
Конституция Франции в разделе I «О суверенитете» также не называет национальную валюту одним из признаков суверенитета. Денежной единицей Франции, так, как и Германии, является евро. Франция является первым государством, которое осуществило переход на новую валюту – в 1999 году.
Говоря о странах национальной валюте и ее закреплении в странах англо-саксонской правовой семьи, следует остановиться на следующем.
Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года и поправки к ней, вместе с тем, вообще не предусматривают понятий «валюта», «деньги», «доллар». При этом, известно, что национальной валютой США является доллар США. Кроме того, с 2010-ых годов в мировой экономике наблюдается феномен «долларизации», при котором доллар США применяется для проведения финансовых операций внутри страны, вплоть до полного вытеснения национальной валюты такого государства. Основные законы таких стран не закрепляют понятий «национальная валюта».