Языковое образование. Русский язык Статья Гуманитарные науки

Статья на тему Концепт «труд» в детской языковой картине мира (по данным ассоциативного эксперимента).

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 


КОНЦЕПТ «ТРУД» В ДЕТСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА (ПО ДАННЫМ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Аннотация. Цель данной статьи — раскрытие концепта труд в детском сознании. На материале ассоциативного исследования в статье отражена сущность концепта как ментальной единицы с понятийным и образным ком-понентом. В статье также представлена сущность концепта труд, которую отражают ключевые слова этого понятия. В статье также описан ассоциатив-ный эксперимент, проведенный в возрастной группе детей в возрасте 10 лет и его результат. На основе проведенного исследования отражена суть кон-цепта труд в языковой картине мира в соответствии с возрастном и жизнен-ным, языковым опытом ребенка.

Ключевые слова: языковая картина мира, понятийный аппарат, кон-цепт, труд, компонент, мировосприятие, акциональный, биоморфный код.

THE CONCEPT «LABOUR» IN THE JUVENILE LINGUISTIC VIEW OF THE WORLD (ACCORDING TO THE RESULTS OF THE AS-SOCIATIVE EXPERIMENT)

Abstract. The aim of the article is presenting the concept labour in a child-ish mind. The substance of a concept as a mental unit with a notional and image component is presented in the article upon the material of the associative investi-gation. The idea of the concept labour presented by key words is shown in the article. The associative experiment held in the group of 10-years old children and its result is also described in the article. The idea of the concept labour in the lin-guistic view to the world according to children’s linguistic and life experience, age based upon the investigation is presented in the article.

Keywords: linguistic view of the world, the notional apparatus, a concept, labour, sense of the world, the actional and a biomorphic code.

Антропоцентризм в лингвистике, иными словами — учение о картине мира как совокупности понятий и идей человека, получил наибольшее раз-витие в конце ХХ- начале ХХI в.в. К.С. Карданова отмечает, что язык и мышление едины друг с другом [4, 63].

Е.С. Яковлева как автор-лингвист раскрывает понятие картина мира в своем научном труде и описывает своеобразие языковой личности, коей яв-ляется ребенок на каждом этапе развития себя как члена общества [9, 9].

Развитие языковой картины мира у ребенка происходит в процессе его взросления и расширения понятийного аппарата. Л.Н. Тухарели пишет, что у ребенка особый тип личности, со своеобразным мировосприятием. У ре-бенка не сформирована до конца система ценностей. Она формируется по-степенно под влиянием окружающей среды: влияния воспитания родителей, педагогов в дошкольных и образовательных учреждений, литературы и СМИ [7, 316].

В.И. Карасик и Г.Г. Слышкин представляют концепт как сложную ментальную единицу, в которой ценностный элемент доминирует [3, 245]. Она проявляется в сознании ребенка в соответствии с его ценностными уста-новками, формирующимися по мере его взросления.

Концепт состоит из понятийного и образного компонентов. Понятий-ный компонент представляет собой вербальную форму, хранящуюся в со-знании и содержащую характерные признаки понятия. Например – в данном случае понятийный компонент понятия труд подразумевает деятельность, выполняемую с затратами времени и усилий, и подразумевающую какой-либо результат.

Образный компонент — это воспринимаемая органами чувств, напри-мер, слуха, зрения и обоняния информация. Например, при упоминании слова труд ребенку может представляться, например, человек, пашущий по-ле, или представитель любой профессии. В образный компонент также вхо-дит определенный набор ценностных понятий, входящий в само понятие труд. Так, под словом труд подразумевается и добро, и благородство, и кра-сота, и здоровье и тела, и души.

Труд — это один из базовых, а именно самых значимых концептов лингвистики. В связи с этим он является предметом специальных лингвисти-ческих исследований.

Целью данной статьи является представление сущности концепта «труд». Г.В.Токарев считает ключевыми понятиями концепта труд слова «работа», «дело»[5]. Он также считает, что обусловлены культурно и лекси-ческие значения данных слов, их синтагматические и парадигматические свя-зи. Следовательно, значения ключевых слов концепта обусловлены условия-ми социально-культурной деятельности человечества.

Данная интерпретация представлена в толковом словаре С.И.Ожегова. Е.В. Иванова отмечает в своей научной работе, что понимание концепта труд соответствующим образом происходит ввиду пословичного видения мира каждым народом. Общие и различные черты видения мира, а, соответ-ственно, и понятия труд зависит от способов видения некоторых участков мира [7]. Пословичное видение концепта присуще детям, достигшим возрас-та 10 лет. Оно сохраняется и впоследствии, но изменяется по мере взросле-ния ребенка и расширения его словарного запаса, обогащения знаний об окружающем мире. Данный вывод возможно сделать из собственного педа-гогического опыта, на основе наблюдений в процессе прохождения педаго-гической практики. В этом возрасте у детей уже наблюдается сформирован-ность духовных и нравственных ценностей, во многом это заложено в ре-зультате воспитания в семье и в посещаемом детьми образовательном учре-ждении.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы