Статья на тему Коммуникативные возможности Moodle при проектировании электронных курсов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
В ходе исследования был проведен анализ
LMS Moodle, который выявил большее количество преимуществ данной системы по
сравнению с ее недостатками и продемонстрировал возможность ее применения в
учебном процессе для соответствия требованиям ФГОС. Опыт авторов статьи в
создании и ведении учебных курсов по различным дисциплинам может быть полезен
тем, кто занимается разработкой и применением учебных курсов. Анализ
результатов студентов, обучающихся через LMS Moodle, показал интерес студентов
к ЭОС, который повышает удобство и качество обучения, активизирует учебный
процесс, реализует использование активных форм, индивидуальный подход и
помогает повысить мотивацию студентов к получению новых знаний.
Фрагмент текста работы:
Коммуникативные возможности Moodle при проектировании
электронных курсов
Moodle’s
communication capabilities when designing e-courses
Аннотация
В соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта (ФГОС) организация имеет право
использовать электронное обучение и технологии дистанционного обучения (ДОТ).
Каждый обучающийся должен иметь индивидуальный и неограниченный доступ к
электронной образовательной среде, которая должна обеспечивать доступ к учебным
планам, рабочим программам дисциплин, электронным образовательным ресурсам,
записи хода учебного процесса, результатам промежуточных и итоговых.
аттестация, проведение тренингов, процедуры оценки результатов обучения,
взаимодействие участников образовательного процесса.
Ключевые слова
LMS Moodle, ЭОС, ЭУМК, курсы.
Annotation
In accordance
with the requirements of the Federal state educational standard (FSES), the
organization has the right to use e-learning and distance learning technologies
(DOT). Each student should have individual and unrestricted access to the
electronic educational environment, which should provide access to curricula,
work programs of disciplines, electronic educational resources, records of the
educational process, results of intermediate and final studies. certification,
training, procedures for evaluating learning outcomes, interaction of
participants in the educational process.
Keyword
LMS Moodle,
EOS, EUMC, courses.
Роль использования дистанционных
технологий в системе образования отражает потребности общества в области
совершенствования форм обучения, прежде всего дистанционного обучения,
внедрения современных методов обучения, основанных на самостоятельности студентов,
предоставления разнообразных образовательных услуг, и определяется
необходимостью разработки и описания педагогических требований к организации
дистанционного обучения.
С помощью LMS Moodle можно создать ЭОС,
отвечающую требованиям ФГОС и позволяющую сделать процесс обучения более
удобным для всех участников образовательного процесса. В связи с этим тема
данной статьи актуальна и полезна для преподавательского состава
образовательных учреждений.
Цель исследования: проанализировать
возможности, преимущества и недостатки LMS Moodle. Дать практические
рекомендации по созданию и ведению учебных курсов на примере курсов по
дисциплинам: «Системы управления производственными процессами и информационные
технологии», «Интеллектуальный анализ данных», «Мастерская проектирования»,
«Информационные системы в экономика», «Разработка приложений и дизайн для
веб-сайтов в Интернете» и другие для студентов дневной, заочной и заочной форм
обучения.
Внедрение ЭУМК позволит решить следующие
задачи:
— обеспечение учебного процесса учебными,
методическими, справочными и другими материалами, повышающими качество
подготовки специалистов, их систематизацию и каталогизацию, включение в учебный
процесс;
— выполнение требований Федерального
государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования;
— повышение эффективности управления
самостоятельной работой студентов;
— внедрение балльно-рейтинговой системы
оценки результатов обучения студентов;
— создание условий для внедрения в учебный
процесс и использования ДОТ, формирование системы электронного тестирования в
университете;
— создание условий для совершенствования
учебно-методической базы университета в электронном каталоге библиотеки
университета.
Положение определяет требования к
соблюдению авторских прав, структуру, требования к содержанию, технической
реализации и размещению компонентов ЭУМК, а также порядок разработки,
утверждения, регистрации и изменения, ответственность сторон [1].
Материалы и методы исследования
LMS Moodle — это бесплатная среда
электронного обучения с широким спектром ресурсов. С вашей помощью можно не
только проектировать электронные учебно-методические предметные комплексы
(ЭУМКД), но и организовать взаимодействие преподавателей и студентов в
соответствии с требованиями ФГОС.
Результаты исследования и обсуждение
Анализ LMS Moodle показал, что основными
ее преимуществами являются возможность бесплатного использования, широкий
спектр возможностей и наличие русскоязычного интерфейса. Благодаря открытому
исходному коду его можно адаптировать к специфике организации, которая его
использует. Кроме того, Moodle предоставляет возможность не только
проектировать и создавать, но и управлять учебными курсами. Встроенные ресурсы
и элементы курса упрощают процесс создания учебного контента, позволяют
использовать его для студентов всех форм обучения, участников предметных
олимпиад, слушателей курсов повышения квалификации и преподавателей,
обеспечивают общение между участниками образовательного процесса.
К недостаткам системы можно отнести
необходимость обучения преподавателей и наличие технической поддержки,
сложность регистрации студентов различных групп на курсы, составления сводного
листа, невозможность организации визуального контроля за процессом тестирования
[5].
Авторы этой статьи стремятся создать и
поддерживать образовательные курсы для студентов всех форм обучения. Учебные
курсы разработаны по дисциплинам: «АСУ ТП и информационные технологии»,
«Интеллектуальный анализ данных», «Конструкторская мастерская», «Информационные
системы в экономике», «Разработка «Интернет-приложения и веб-дизайн» и тому
подобное для студентов. очное, заочное и дистанционное обучение.
Учебный план дисциплин разделен на модули
и содержит ЕУМКД (рабочая программа, глоссарий, учебники, учебные материалы,
тексты лекций, презентации для проведения учебных занятий, видео и аудио
ресурсы, учебные материалы для изучения дисциплины, самостоятельная работа,
производственная лаборатория, практический и производственный контроль,
справочные материалы и др.). Каждый модуль содержит практические задания,
оцениваемые преподавателем, промежуточные и итоговые тесты. Кроме того, у
студентов есть возможность обсуждать теоретические вопросы на форуме и в чате,
участвовать в исследованиях и семинарах.
Курсы были созданы с использованием LMS Moodle, Adobe Dreamweawer, Adobe Captivate, Adobe
Connect Pro, Adobe Flash, Adobe Photoshop, Camstudio и т. д.
Опыт использования курсов в учебном
процессе показал, что использование ЭОС помогает студентам всех форм обучения в
изучении дисциплин и значительно облегчает процесс обучения преподавателей,
позволяет ввести систему баллов для оценки знаний, делая результаты обучения
более наглядными и для анализа. делает его более удобным. Например, после
оценки всех практических заданий, выполненных учениками, и автоматической
оценки тестовой системой, учитель видит сводный лист со всеми оценками и
баллами, и каждый ученик получает доступ к информации о своем прогрессе [2].
Система дает преподавателям возможность
творчески разрабатывать содержание и представлять курс. Используя возможности
информационно-коммуникационных технологий, преподаватель не только передает
готовые и накопленные знания, но вместе с учениками выстраивает процесс
познания (интеллектуальный, эмоциональный, нравственный).
В системе предусмотрены различные формы
самостоятельной работы студентов: прямой диалог, обсуждение проблем,
интерактивные вопросы, подготовка творческих работ (рефератов, проектов) и др.
Кроме того, студенты имеют открытый доступ в Интернет (через преподавателя
размещаются гиперссылки на источники информации и ресурсы), который
актуализирует самостоятельное получение знаний и новой информации из
первоисточника, мотивирует индивидуальный подход к изучаемой проблеме. Студенты
развивают способность делать осознанный выбор на основе анализа различных
фактов, информации и формулирования собственной позиции и мнения.
Результатом такой работы может стать
выполнение задач творческого контроля по поиску и размещению новых ссылок и
источников (документов, статей, руководств), составление нового глоссария,
презентаций по определенной теме и т. д.
Возможности дистанционного обучения при
реализации студентоцентрированного подхода к студентам представляются важными,
что находит выражение в вариативности и гибкости изучения содержания,
основанного на индивидуальном темпе и степени понимания теоретического и
практического материала [4].
К наиболее значимым особенностям Moodle
можно отнести способность системы организовать общение между преподавателем и
учениками, а также между самими учениками:
— оперативно информировать участников
курса о текущих или предстоящих событиях;
— активно взаимодействовать в реальном
времени;
— выполнять индивидуальную работу в
процессе рецензирования работ, в том числе курсовых проектов;
— обмениваться файлами любого формата;
— оценивать результаты обучения, в том
числе в автоматическом режиме;
— контролировать посещаемость, активность
студентов, время их учебной работы в сети;
— создать портфолио каждого студента.
Использование и сочетание различных
элементов курса (глоссарий, ресурс, задача, форум, вики, урок, тест и т. д.)
Гарантирует, что цели и задачи учебной дисциплины соответствуют формам
обучения. Таким образом, изучение понятий, терминов происходит при организации
работы с глоссарием, а сами студенты могут участвовать в его составлении, что
повышает их познавательную активность, самооценку и является средством
эффективно развивать навыки анализа, интерпретации, сравнения различных
понятий, выделения основных смыслов.
Выполнение задания — это элемент курса,
позволяющий преподавателю оценить качество усвоения учащимися содержания по
различным предметам дисциплины (задание «Терминология диктовки»), а учащимся —
проявить свою индивидуальность и их креативность (задание «Синквейн»). Кроме
того, студенты имеют право корректировать свою работу для достижения наилучшего
результата.
Использование ресурса «Форум» позволяет
организовать обсуждение той или иной проблемы, вопроса (например, «Что
побуждает человека постоянно обращаться к образованию — в различных его
формах?», «Почему взрослым трудно находиться в роль ученика (ученика)?», «Идеал
взрослого — это …») в удобном для студентов режиме, позволяющем оценить
работу не только преподавателя, но и учеников. Форум обеспечивает активное
взаимодействие в системе «учитель — ученик», «ученик — ученик», что
способствует развитию таких важных личностных качеств, как уважение к мнению
других, толерантность и этика. Ответы студентов на форуме показывают степень
осведомленности студентов о рассматриваемой проблеме и могут быть учтены
преподавателем в результате изучения раздела или темы учебной дисциплины [3].