Статья на тему Классный час как одна из эффективных форм взаимодействия учителя начальных классов с обучающимися
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
Как одна из форм внеклассной воспитательной работы, классный час предусматривает создание оптимальных условий для продуктивного общения классного руководителя с учащимися с целью формирования у них социальной зрелости. Заботясь об эффективности классного часа, классный руководитель перед его проведением должен подумать над вопросами: «Каким он будет? Кому нужен он — педагогу или ученикам? Возможные результаты?». Ответы на эти вопросы изначально повлияют на выбор темы классного часа, особенности его подготовки и проведения [1, с.89].
Готовясь к классному часу, настраивая себя на непростой, но откровенный, доверчивый разговор, учитель должен учитывать следующие рекомендации [3, с.59]:
• классные часы должны быть систематическими;
• на рассмотрение учеников желательно выносить интересные, актуальные для них вопросы;
• не стоит устраивать на классных часах педагогический анализ деятельности учащихся в течение значительного промежутка времени;
• проведение классного часа должно происходить по четкому плану, в мажорном тоне общения;
• следует поощрять учеников к свободному выражения мнений, а не упрекая их за ошибочность суждений, учитывать их социально-психологические особенности, создавать условия для дальнейшего развития школьников начальных классов в процессе свободного общения;
• не допускать игнорирования вопросов учеников, выслушивать их ответы, проявлять терпимость, привлекать всех учеников к разговору, не оставляя без внимания робких;
• интересоваться интересами учащихся для определения дальнейших тем классных часов, проводить их не только в школе, но и за ее пределами.
Наиболее распространенная форма проведения классных часов — беседа. Это планомерный разговор всех участников мероприятия — и учеников, и учителя — с целью выражения мнений по данной теме. Преимущественно мнения совпадают, дополняют, аргументируют, выделяют какие-то элементы и, наоборот, систематизируют и обобщают все то, что сказано. Часто проводят несколько классных часов-бесед под общим названием. Это уже цикл бесед. Как правило, темы для бесед подбираются знакомые для учащихся, с целью углубления их знаний, развития умения высказать свое мнение или дополнить сказанное товарищами. Примерами тем для бесед могут быть, например, «Режим дня», «Правила поведения», «Мой друг», «Ими гордится страна» и т.д.
Каждая личность имеет свое собственное мнение или свой взгляд на многие различных вещей. Когда ученики не согласны с высказываниями, могут спорить и убеждать, классный час будет иметь форму диспута или дискуссии. Темами для диспутов можно выбрать «Мой вчерашний день: полезный или нет?», «Друг — это второй я?», «Музыка / театр / кино в моей жизни». К данной группе классных часов можно отнести практические занятия («Про вкус и моду»), ролевые игры («В магазине»), игры-тренинги по культуре общения, решения проблемных ситуаций, которые сложились в классном коллективе («Домашнее задание, почему оно не выполняется?», «Вредные привычки»).
Ученикам нравятся классные часы-монологи, которые имеют познавательный характер, проводятся и готовятся ими самими. Это лекция «Этика — наука о морали», урок памяти (рассказ о событии или человеке), обзор прессы, репортаж «Чем живет сегодня мир / страна».
Готовя классные часы, нужно позволить ученикам предложить темы, которые их интересуют, и форму их проведения. Чтобы классный час помог получить эффективный результат, мог стать целостным дополнением в системе воспитания классного коллектива, целесообразно проводить предварительные анкетирование и тестирование на различные темы. Часто ученикам трудно выразить вслух свое видение данной проблемы, тогда стоит провести письменную исповедь («Внутреннее видение своего я», «Почему я?») [2, с.101].
Итак, какие бы формы не использовались при проведении классных часов, классный руководитель должен формировать дружеские взаимоотношения в классном коллективе, прививать учащимся навыки планирования совместной работы, воспитывать у учащихся положительные черты характера, способствовать развитию речевой деятельности детей, развивать интерес к активизации познавательной деятельности, формировать организаторские умения и навыки.