Статья на тему Исследование вопросов устойчивого развития человеческого капитала в России и за рубежом
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Аннотация. Рассмотрено понятие и
проблема устойчивого развития человеческого капитала в условиях становления и
развития инновационной экономики. Выявлены направления формирования
человеческого капитала в рамках системы образования за рубежом в контексте
повышения мобильности образовательной среды. Выявлена взаимосвязь устойчивости
человеческого капитала и экономического роста.
Ключевые слова:
устойчивое развитие, человеческий капитал, экономический рост. Анализ научной периодики
по вопросу устойчивого развития человеческого капитала в России и за рубежом
показывает, что исследователи придают особое значение модернизации образования,
в частности А.А. Бессолицын последовательно доказывает, что роль человеческого
капитала значительно возрастает в условиях экономического подъема, как на
Западе, так и в России [2,
с. 77].
Авторским коллективом под
руководством В.В. Масленникова поднимается проблема эмиграции российских ученых
за рубеж, проводится оценка потерь национальной экономики в результате усиления
этого процесса в стоимостном выражении [7, с. 54].
А.В. Корицкий использует
макроэкономические функции при расчетах отдачи физического и человеческого
капиталов. Сделан вывод о приблизительно одинаковой отдаче несмотря на
существенные различия инвестиций в образование и основные фонды [5, с. 36].
Актуальность
предпринятого исследования связана с тем, что формирование экономики
инновационного типа, при которой в хозяйственных отношениях широко используются
инновационные технологии, высока степень распространения информации, а также
ответственного использования природных ресурсов, предполагает реализацию концептуальных
основ устойчивого развития.
Понятие устойчивого
развития (в зарубежной терминологии sustainable development, или SD)
рассматривается как непрерывный процесс поддерживающего развития. В основе
устойчивого развития лежит принцип текущего удовлетворения потребностей
общества при сохранении условий и потенциала для удовлетворения потребностей
будущих поколений.
Организация такого типа
хозяйственной системы предполагает поступательное и непрерывное развитие всей
социально-экономической системы и ее отдельных элементов, в том числе и
человеческих ресурсов [8, c. 8].
Ведущим принципом
принятой декларации, в рамках сессии ООН в 1992 году, провозглашается забота о
людях, закреплено право на здоровую, гармоничную жизнь.
Принципы устойчивого
развития являются безусловным приоритетом развития России в долгосрочной
перспективе.
Модель устойчивого
развития, применительно к текущей социально-экономической ситуации, была
принята в 90-х годах и предусматривала поступательное решение проблем
экономической и экологической сферы.
Процесс достижения
устойчивого развития связан с несколькими направлениями формирования капитала
устойчивости, который является итоговым результатом, полученным по результату
соединения капиталов, сформированным по различным направлениям.
Ученые, занимающиеся
вопросами устойчивого развития проводят анализ и мониторинг различных видов
капитала, основными из которых является производственный, финансовый,
социальный капитал, природный и человеческий капитал. Именно их взаимодействие
играет основную роль в обеспечении устойчивого развития.
Существуют различные
позиции относительно трактовки человеческого капитала, однако, все они
апеллируют так или иначе понятием человеческого потенциала или, наиболее
обобщенным понятием человеческих ресурсов.
Человеческий капитал
связывается с присущими индивиду способностями, знаниями, образованием,
энергией, состоянием здоровья, что в совокупности относится к человеческому
ресурсу. На этом определении строится теория человеческого капитала, которая
рассматривает возможности использования человеческого капитала и получение
экономической выгоды. Так, люди, обладающие высокими показателями состояния
здоровья, могут более интенсивно участвовать в производственных и общественных
отношениях.
Человек, имеющий
образование и высокий уровень квалификации может получать более высокие доходы,
проявляя большую экономическую активность.
Достаточно полно в
современной науке исследован вопрос взаимосвязи экономического роста,
образования и человеческого капитала. Так, индивиды, обладающие более высоким
уровнем человеческого капитала за счет полученного образования в процессе
социально-экономической деятельности, удовлетворяют не только свои потребности,
но результаты их достижений влияют на рост общественного благосостояния. Это
подтверждается результатами масштабных исследований, которые проводились
международной организацией OECD, в результате которых выведено правило,
согласно которому увеличение человеческого капитала на 10% приведет к увеличению
отдачи от капитала на 4-7%.
Если рассматривать
человеческий капитал как один из факторов устойчивого развития, необходимо
учитывать, что необходимым условием устойчивого развития является накопление
человеческого капитала, которое происходит одномоментно с переходом на новый
уровень технического прогресса или опережает этот переход [3, c. 189].
При рассмотрении
устойчивости необходимым условием является постоянное возобновление
человеческого капитала, а также снижение миграции – проблем, которым посвящены
современные труды в области теории человеческого капитала.
В этой связи для нашей
страны является нерешенной проблема оттока высококвалифицированных кадров, а
затягивание решения этой проблемы может привести к негативным последствиям при
формировании модели устойчивого развития национальной экономики.
В научных кругах за
рубежом и в России проблемы устойчивого развития человеческого капитала
рассматриваются в связи с приоритетами, в основу которых положено повышение
качества человеческого капитала. Немалую роль в повышении качества
человеческого капитала играет образование. В условиях интеграции мировых систем
образования и повышения мобильности, развития технологий дистанционного
обучения появились широкие возможности получения образования и стажировок в
странах, где имеются сильные традиции подготовки по тем или иным направлениям.
Таким образом, специалисты из стран с традиционной или административно
регулируемой экономикой могут получить необходимые управленческие навыки и
развить управленческое мышление в рамках системы образования стран с экономикой
рыночного типа. Полученные знания затем применяются на территории своей страны,
прохождение стажировок способствует расширению деловых контактов [6, c. 38].
В этой связи
показательным является опыт стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Показатели
развития этих стран свидетельствуют об увеличении доли в мировой экономике.
Достичь поступательного увеличения доли ВВП во многом позволили усилия,
направленные на повышение качества человеческого капитала и государственной
программы подготовки специалистов в области управления мирового уровня [1, с.
113]:
Для китайских студентов
предпочтительнее оказывается получение образование в США и ЕС, Россия как
направление обучения рассматривается на четвертом месте. Наиболее
привлекательными странами для вьетнамских студентов являются страны ЕС. В
настоящее время основными странами, принимающими на обучение вьетнамских
студентов являются Австралия, Великобритания и Франция. Также приоритетным
направлением являются США.
Система образования
России заинтересована в привлечении иностранных студентов, однако после
введения санкций Россия стремительно теряет долю на международном рынке по
обучению иностранных граждан. Так, до 2014 года в России обучалось около 250
тыс. студентов из 150 государств. Обучение иностранных студентов было
организовано на территории большинства крупных городов в 750 образовательных
учреждениях. В 2019 году наблюдается сокращение до 240 тыс. иностранных
студентов [4, c. 205].
Обучение за рубежом
предполагает реализацию идеи не только повышения дохода обучающей организации,
но и реализацию политических интересов принимающей стороны. Известно, что на
стажировки в другую страну направляются наиболее успешные студенты или
перспективные сотрудники. Во время стажировок реализуются совместные проекты,
которые направлены, как правило на реализацию интересов принимающей стороны, а
также транснациональных компаний. Такая ситуация предполагает повышенные риски
«утечки умов». Однако есть и положительные стороны организации международного
студенческого обмена, поскольку появляются возможности расширить круг полезных
контактов, возможности совместной организации бизнеса и т.д.
В процессе обучения за
рубежом, студенты имеют возможность существенного повышения качества «человеческого
капитала», которое происходит за счет наличия следующих возможностей:
— зарубежные вузы
предоставляют сформированную инфраструктуру, научно-технические лаборатории,
оснащенные на высоком современном уровне;
— предоставляют
возможности подготовки высококвалифицированных управленцев в рамках исторически
сформировавшихся лучших школ управления;
— возможности организации
совместных с предприятиями исследовательских проектов, использование научно
технических лабораторий не только вузов, но и предприятий.
Исследование устойчивости
человеческого капитал предполагает выявление взаимосвязи с экономическим
ростом.
Принято считать, что
экономический рост предполагает экономическое развитие и качественные изменения
во всех сферах функционирования национальной экономики.
Правительством каждой
страны реализуется экономическая политика, отвечающая национальным интересам,
для этого государство стремится эффективно управлять имеющимися ресурсами, в
том числе и человеческим капиталом. Однако тенденция последних десятилетий
свидетельствует о возрастании проблемы выезда из страны высококвалифицированных
специалистов. Основной проблемой при этом признается низкая оплата труда
специалистов, занятых в научной сфере, отсутствие необходимого лабораторного
оснащения и достаточной финансовой поддержки научно-исследовательской
инфраструктуры. В связи с этим складывается ситуация отдачи другим странам
одного из наиболее ценных ресурсов – «человеческого капитала».
Наша страна демонстрирует
пример, экономики, которая располагает всеми ресурсами, чтобы достигнуть
качественного экономического роста и занять лидирующие позиции как мировой
экономической державы. Однако, нерациональное использование и управление
ресурсами не позволяет преодолеть внутренние проблемы, достигнуть высокий
показателей экономического и социального развития.
В связи с этим необходимо
решать проблему научной миграции, поскольку наличие в стране
высококвалифицированных специалистов позволит развивать новые
конкурентоспособные технологии, благодаря которым появится возможность
увеличить в страну приток капитала, а, следовательно, повысится экономический
рост.
Страны, которые нацелены
на формирование информационной экономики, экономики, основанной на знаниях,
ставят приоритетами своих национальных интересов развитие науки и поддержку
притока в свою страну высококвалифицированных специалистов.
Рассмотрим также ситуацию
с населением, занятым научной деятельностью.
С 2001 года в РФ
уменьшается численность персонала, занятого научными исследованиями и
разработками. Такие изменения обусловлены, по большей части, тем, что в России
работа в данной сфере — низкооплачиваема и непрестижна. Поэтому все меньше и
меньше образованных людей желают заниматься наукой в целом или заниматься
наукой именно в России и мигрируют в те страны, где данный вид деятельности
наиболее высоко востребован и оплачиваем [9, c. 55].
Таким образом, мы видим
утечку интеллектуальных ресурсов из страны, что также замедляет наш
экономический рост.
Вторая проблема — отток
инвестиционных ресурсов. В последние годы инвестиционное положение России снижается.
В 2018 году в стране был самый низкий показатель иностранных вложений в
российские компании, при этом из России инвестиций ушло гораздо больше в сравнении
с 2017 годом.
В 2019 году ситуация
начала улучшаться, об этом свидетельствует снижение оттока капитала.
Таким образом, приток
инвестиций РФ постепенно увеличивается, а отток уменьшается. Для того, чтобы
наращивать отечественное производство требуется квалифицированная рабочая сила,
отток которой необходимо остановить. Если это получится, то постепенно начнет
развиваться собственное производство конкурентоспособной продукции, что
позволит увеличить приток инвестиций и создать благоприятные условия для
поступательного роста экономики и социальной сферы.